«Реквием по мечте»

Режиссер: Даррен Аронофски

Год: 2000

В ролях: Эллен Берстин, Джаред Лето, Дженнифер Коннелли, Марлон Уэйанс, Кристофер МакДональд, Луис Лассер, Марша Жан Куртц, Джанет Сарно, Сюзанн Шеперд, Джоанн Гордон.

О фильме: Гарри уже давно не живет с матерью. Взрослый парень — он снимает квартирку вместе со своим другом Тайроном. Встречается с девушкой из приличной семьи, делает вид, что все у него хорошо, что жизнь прекрасна и безоблачна. Но время от времени ему, естественно, нужны деньги, как и многим людям на этой планете. В отличие от этих людей, Гарри предпочитает легкий путь получения денег — он регулярно закладывает телевизор своей матери ростовщику, чтобы он и его подруга Мэрион смогли в очередной раз насладиться дозой страшного зелья. С такой же завидной регулярностью мать выкупает эту единственно ценную для себя вещь. Но, если чудо-сыночек подсел на героине, то его мамаша, Сара, имеет свою собственную слабость — ежедневные телевизионные ток-шоу и телеигры. Сара одинока и не имеет никого, чтобы беспокоиться. Она заполняет пустоту своей жизни телевизионными фантазиями и мечтами о том, что в один прекрасный момент она тоже окажется по ту сторону экрана. Вот тогда-то она скажет всему миру, что она счастлива, что у нее есть чудесный сын Гарри, и как она его сильно любит!

Мнение:

Наркомания — очередная форма безделья. Фильмы о наркомании — фильмы о безделье

Гордеев С.

При создании фильма наверняка должно учитываться все. Это касается и процедуры написания сценария. Обещание же того, чего зритель может не увидеть, либо увидеть в недостаточно освещенной степени — как минимум, неуважение к этому самому зрителю. Это сродни капитальному ремонту, при котором были поклеены только обои. Капитально? Теперь о том, как все вышесказанное относится к фильму Аронофски. Что такое реквием? По сути — поминальное произведение. Вот здесь режиссер попал в точку, не поспоришь. Но что такое мечта? Что-то светлое, радужное. Что-то такое, чем живет человек. Мечта занимает большую часть его сознания, и все его действия обусловлены желанием удовлетворить свои запросы. ? сколько видов мечты может быть? Очевидно, что в несколько раз больше, чем самих людей. А значит и сам реквием, как произведение, может приобрести несколько форм, ну а сюжет распутаться как клубок по разным направлениям. ? вот здесь наблюдается халтура.

Аронофски, по-видимому, долго не гадал о концепции фильма, превратив «Реквием по мечте» в некое подобие госзаказа, ибо тема, отраженная в фильме, тема наркомании и наркотической зависимости, отражена не только в историях главных героев, но и последствиях такого образа жизни, как у них. Если же фильм действительно сравнивать с госзаказом, то в этом плане заданная планка преодолена. Однако есть один сомнительный момент. ? что это, обман зрителя или непрофессионализм режиссера — решать, пожалуй, Вам.

В кадре: герои фильма — Гарри, в исполнении Джареда Лето, со своей подружкой Мэрион, в исполнении Дженнифер Коннели

Основной фактор, играющий против этого фильма — узкоформатность сюжетной линии. Есть тема — путь к мечте. Но отражена она очень скупо, а холодная атмосфера мира наркотиков если и будет интересна, то не тому, кто решил смотреть кино ради удовольствия. Фильм, хоть и является неким помином по мечте, однако не показана ни актуальность, ни возможная неправильная сторона этой мечты. В результате фильм получился скорее про разрушенную жизнь, но почему разрушенная жизнь отражена только темой наркотиков и наркотической зависимости? Потому что это было просто снять? Тогда налицо и явный обман зрителя и не профессионализм. Если же авторство идеи полностью не принадлежит режиссеру, то остается, лишь обман зрителя.

Сюжет про рядового клерка, который шел к повышению по головам сотрудников к повышению на своей работе, но проиграл в конце, был бы не менее актуальным. ?зменив даже такую сюжетную линию, на победу клерка получается тоже выделенный сюжет. Человек, оставшийся без друзей. Но его мечта с ним. Есть вариант отражения лицемерия в фильме и того, как это может отразиться на дальнейшей жизни. Классический любовный треугольник, разбавленный соперничеством между друзьями. Перечислять можно, по сути, до бесконечности и даже похудение посредством диеты одной из героинь фильма можно было обыграть без таблеток и зависимости от них. Масса вариантов, но Аронофски предпочел только один.

В кадре: напуганная своими же галлюцинациями мать Гарри, в исполнении Эллен Берстин

Но не надо забывать, что любой фильм, за исключением, пожалуй, документальных, в первую очередь является произведением искусства. А значит, художественная сторона должна быть далеко не на последнем месте. Метания же режиссера между желанием показать фильм и надавить эмоционально в результате не приводят ни к одному из упомянутых результатов. Визуально фильм очень скуп и беден, а однообразие некоторых сцен хоть и можно списать на особенность сюжета, однако больше всего походит на упомянутый выше непрофессионализм. Те же сцены, которые заслуживают внимания, хоть и могут взбудоражить сознание, однако не обладают никаким подтекстом и лишь «будят» зрителя.

В целом, «Реквием по мечте» получился как коллекция всевозможных «НО». Как картина, которая оказывается на самом деле не картиной, а настенным постером. Фильм не сделан ни как приключение, ни как притча, а в качестве определения заслуживает лишь сравнения… в одном социологическом опросе, людей попросили назвать свои любимые фильмы. В списках многих опрошенных значился «Крестный отец» Фрэнсиса Форда Копполы. Но как оказалось позже, при проверке, на самом деле фильм смотрели единицы респондентов. Так что отчасти, фильм Аронофски — это фильм Копполы. Нравится фильм многим, как оказывается, а вот восхищаются картиной, почему то не все.

Оставить комментарий

|