«Ох уж эти сказочники»

Вот ведь мог же сказать, что название для публикации – эпиграф первого романа Ф.М. Достоевского, но не настолько красивые и теплые отношения у меня с Достоевским. А ведь мог бы быть э-э-эх каким эрудитом… Но, ноги растут из:

— Ой. А где ж она? Где ж она, говорю? Тут вроде домик стоял. Ну чего молчишь? Ну чего молчишь?
— Надоел.
— Ох уж эти сказочки… Ох уж эти сказочники… Эх-хо-хо…
(«Падал прошлогодний снег» реж. Александр Татарский, 1983г.)

Раз уж стало популярным из одной истории делать несколько фильмов, то предлагаю сиквел и того, о чем уже говорили. Тем более фильмы настолько индивидуальны и ярки, что обойти их было бы нельзя даже при условии нелюбви к этим фильмам. Но режиссер Джексон и экранизированный мир Толкина стали уже настолько отдельными друг от друга продуктами, что так же по отдельности могут быть сравнены с шампанским. То есть Вы можете не любить это, а можете слыть гурманом, но попробовать просто обязаны. Скажите спасибо, что не стал здесь сравнивать с блюдами из насекомых.
Однако если с 2001 по 2003 все было предельно понятно, то вряд ли можно было ожидать, что с новым проектом Джексон раздухарится и осмелится соревноваться с самим Толкином. Можно их воспринимать и отдельно, но как бы уважительно Вы не относились к великому писателю, не сравнивать их просто невозможно. Главным же камнем преткновения является то, что режиссер не просто ободрал оригинальную историю «Хоббита», как сделал это со всей трилогией «Властелин колец» (и надо признать, что удачно), а нагородил отсебятины, да столько, что Толкин просто замучился бы вертеться в гробу. Признать же нужно тот факт, что получается все не редкость прекрасно. Лишь истинная армия поклонников околокольцевых и хоббичьих скитаний негодует. Но, никто особенно и не стремится признать тот факт, что смотреть фильм можно уже обособленно от книг.

В кадре со съемочной площадки (слева направо): Хьюго Уивинг, исполняющий роль Элронда, режиссер Питер Джексон и Иэн МакКеллен, исполняющий роль волшебника Гэндальфа

Но, скажете Вы, не мудрено дело, налить воды и разбавить уже существующее. Вот только режиссер Джексон не сказочник, а джентльмен, ибо именно из-под его руки Гэндальф вышел благородным и мудрым волшебником, когда как Толкиновский бородач велик в первую очередь своей заносчивостью и занудством. Не занимать ему при этом и непроходимой тупости. Тот же, кто читал «Властелина колец», а потом смотрел экранизацию может возразить, что, мол, Гэндальф там везде одинаковый. Однако надо напомнить, что «Хоббит» был написан раньше, а экранизироваться же стал позже «Властелина колец». Так что было бы глупо из мудрого старика давать того, кто есть на самом деле в книге. Справедливо так же, что Джексоновский дракон Смауг в оригинальной озвучке говорит голосом Камбербэтча. Ибо и Смауг у режиссера не просто тупая скАтина, охочая до гномьего золота, а полноценный такой герой. Другой бы режиссер с такими данными вообще бы не постеснялся снять фильм «Великий Смауг и все, все, все…». Здесь же Смауг действительно кроет собой многие недочеты и подтирает за режиссером всю скучность, которую тот умудрился рассадить в зачине. В общем, разница на лицо. У Толкина дракон – обстоятельство, а у Джексона – герой.

В кадре со съемочной площадки (слева направо): Владыка лесных эльфов, в исполнении Ли Пейса, режиссер Питер Джексон и Эванджелин Лилли, исполняющая роль Тауриель. Кстати, в книге такой персонаж как Тауриель отсутствует

Ну и конечно же, в фильмах по-прежнему все досконально, как это было все в том же «Властелине колец». И волшебник Радогаст Бурый у Джексона такой же участник большого приключения, когда как у Толкина упоминается лишь единожды и то в разговоре, а не как действующий персонаж. Вообще, каждый персонаж Джексоновской вселенной – эдакий осьминог, чьи щупальца переплетены с остальными. Достигнуть же подобных ощущений от книги едва ли получится, ибо все как-то вскользь. Да, песни эльфов, пьянки гномов. Но воспринимается это все лучше с экрана, а не со страниц книги.
Конечно, наш мастер не состоялся бы без Толкина, но теперь вполне можно задаваться и вопросом, а кто же Толкин после Джексона? И что теперь есть его книги? Оплот настоящих ценителей? Главное, что не смотря даже на общественное непризнание, Джексона не остановить. Он смотрибелен, популярен, но главное – влюблен в свое дело. Открыв однажды для себя этот мир, кажется, что режиссер стремиться теперь только туда. Он постучался в нашу дверь, и мы его пустили. В конце же этого года, он вроде бы должен уйти «обратно», но только отпускать дорогого гостя совсем не хочется. При этом едва ли Джексон сменит лошадей на переправе и закончит все так, как было написано. Тем более Джексоновские лошади по всем параметрам резвее Толкиновских. Пока же ставим многоточие, и ждем третий, как-бы заключительный фильм из трилогии. Ждем его и того, что возможно будет дальше. Нет, ну а Вы верите, что наш сказочник остановится?

Оставить комментарий

|