«Уцелевший»

Режиссер: Питер Берг

Год: 2014

В ролях: Марк Уолберг, Тейлор Китч, Эрик Бана, Эмиль Хирш, Бен Фостер, Александр Людвиг, Джерри Феррара

О фильме: Афганистан, 2005 год. Команда американских спецназовцев получает задание обезвредить известного лидера талибов. Попав в ловушку, солдаты принимают неравный кровопролитный бой, и все, кроме одного, погибают. Для уцелевшего Маркуса Латтрела бой продолжается. Он любой ценой должен выжить и пробраться к «своим». И этот бой будет продолжаться, даже когда все кажется потерянным.

Мнение:

— Ответь мне, брат. Тебе приходилось

убивать?

— Нет.

— Ты видел гибель хоть одного воина?

— Нет.

— А я убивал, и слышал предсмертные

крики, и видел смерть. И нет в ней никакого геройства,

и нет в ней поэзии.

(разговор Гектора и Париса / к.ф. «Троя», режиссер Вольфганг Петерсен, 2004г.)

В кадре: солдат отряда «Красные крылья» Мэтт Аксельсон, в исполнении Бена Фостера

Сложно сказать, зачем существуют жанры фильмов, когда казалось бы одно и то же происходящее дергает тебя за совершенно разные ниточки. Вот например «Неудержимые» от Сталлоне – самый настоящий боевик. Однако, не смотря на серьезность намерений все-таки развлечение, когда как фильм Питера Берга – жизнь. А жизнь беспощадна к любому сюжету. Будь то любовь или война. И нет в такой войне ничего прекрасного, и медали здесь уже совсем не награда. При этом режиссер нисколько не открестился от звания режиссера и совсем не постеснялся качественной экшен-съемки, которая, казалось бы, должна была убить весь натурализм. Однако режиссер немало внимания уделил и технической стороне вопроса, которая с самого же начала расставляет фигуры как нужно. Перед нами самый настоящий штаб с военными и с разработкой самой настоящей военной операции. И тут же все эти специальные термины. Ничего не понятно, но ты просто доверяешь рассказчику.

Жаль только, что Берг позволил себе проспойлерить фильм, излишне увлекшись первоисточником. От чего и пострадало наше сострадание к киношным героям. Зато остальное сразу воспринимается как правда. И многочисленные ранения, и самая настоящая ненависть к врагу. Причем звериное остервенение никак не отражается в типичной глупости и бестолковом геройстве, которые можно было бы наблюдать в обычном звездном боевике. Обозначив вокруг главных героев весь тактический набор настоящей военной операции, режиссер не стал играть в героев и ублюдков, а просто занял максимально отстраненную позицию с камерой в руках. Война по Питеру Бергу – ситуация, а не гламурный поход за блестящими орденами. А будет еще и целый набор околостоящих вопросов, по типу национализма и человеческого милосердия. Получилось же все настолько натурально, что у нас не будет времени поразмыслить над тем, как нужно было поступить на самом деле. И так, наверное, и есть, когда ты на войне. После драки кулаками уж точно не получится махать.

В кадре (со съемочной площадки): режиссер фильма Питер Берг и Марк Уолберг, исполняющий роль Маркуса Латтрела

Но как это ни странно, даже в театре военных действий можно говорить об актерской игре. Причем любое слово, положенное на правильно отснятый натурализм теряет всякий пафос. И нет уже во фразе актера Фостера: «Я есть смерть» наигранности, ибо кровь, сочащаяся в этот момент из плеча совсем не похожа на раствор из кетчупа. Вокруг же и настоящая пыль и самая настоящая грязь, которые напрочь стирают национальность военнослужащих. Уолберг, Хирш, Китч и Фостер – просто солдаты. А режиссеру удалось доказать, что любой солдат – не инструмент и не оружие. Ибо за каждым именем отдельная жизнь, друзья, семья.

Безусловно, такие фильмы просто нужны. И даже не важно, будет ли это отечественная «Девятая рота» Федора Бондарчука или «Уцелевший» Питера Берга. Причем наверняка у каждого есть свои недочеты. Однако натуральность – интересная вещь, и едва ли она нужна в рассказе о настоящем ужасе. Ведь война – это просто *баный кошмар, в котором нет ни национальности, ни вероисповедания. Думать же получается в этом контексте и о большой политике. Которая совсем не рассматривает людей, как личностей. У Берга же получилось показать нам мир войны под большим таким увеличительным стеклом. Через которое видно и раны и шрамы, и кровь и слезы и душу.

Оставить комментарий

|