«Заклятие»

Режиссер: Джеймс Ван

Год: 2013

В ролях: Патрик Уилсон, Вера Фармига, Рон Ливингстон, Лили Тейлор, Джоуи Кинг, МакКензи Фой

О фильме: Фильм, основанный на реальных событиях. Семья Перрон, в чьём доме обитает некая тёмная сила, ищет помощи у известных исследователей потусторонней активности Эда и Лоррэйн Уорренов. Вступив в борьбу со злой и невероятно мощной сущностью, Уоррены понимают — это самое страшное дело, в котором им когда-либо приходилось принимать участие

Мнение:

Маленькие дети!
Ни за что на свете
Не ходите в Африку,
В Африку гулять!
В Африке акулы,
В Африке гориллы,
В Африке большие
Злые крокодилы
Будут вас кусать,
Бить и обижать,-
Не ходите, дети,
В Африку гулять

Корней Иванович Чуковский
«Бармалей»

Кто-то скажет, что запретный плод всегда сладок, а кто-то просто захочет еще раз испытать себя. Тем более, год от года мы все чаще кичимся тем, что не осталось уже нормальных фильмов ужаса. Что нам хруст веток в тишине и внезапный скрип половиц? Да даже внезапное появление каких-либо монстров если и пугает, то только внезапностью. Подобные зрительские запросы рискуют не выдержать даже самые маститые режиссеры. Да, наверное, даже все. Кроме Джеймса Вана. Режиссера, чей кино-дебют («Пила») положил начало целой франшизе. Вот уж кому как не ему знать то, чего мы еще по-настоящему боимся. И пределом в такой постановке можешь быть только ты сам. Возможно, когда-то что-то надломится, и мы скажем, что измельчал Ван. Не тот, мол, что раньше. Но не здесь и не сейчас, т.к. «Заклятие» — не фантазия, а самый настоящий страх. И нет у этого страха никакой надежды. И нет желания смаковать ни фильм, ни отдельные сцены. Вопрос отсюда только один: «Так должно быть, да?»

Но вот что бросается сразу, так это профессиональный подход к самой постановке. «Заклятие» — прекрасная операторская работа, результатом которой нам показывают то, чего мы можем испугаться. Ну а круговой видеоряд по комнатам во время приготовления к обнаружению нечисти действительно расслабляет. Со стороны режиссера мы становимся соучастниками происходящего только тогда, когда это требуется, а в остальном, нас даже иногда успокаивают. Когда же нужно выдержать паузу, то только одному режиссеру известно, когда есть место ужасу. Самое интересное, что режиссер совсем обошелся без обмана. Фильм выстроен так, что ты знаешь, что сейчас настало то самое время кошмара. Вот только какого черта тебе все равно страшно? Разве ты не был готов к этому? Оказывается – нет. Если звучит бодренькая музыка, то не ждите ничего страшного. Знайте просто, что вам сейчас дают отдохнуть, а напугают потом. Подобный прием очень хорош при пересмотре. Всегда знаешь, где поставили некоторую паузу и уже сам сможешь решить, смотреть дальше или нет. Вот только как отматывать некоторые сцены назад, если там было страшно?

В кадре: кино-воплощение реальной семьи Перрон

Сложнее же всего в таких фильмах оценить актерскую игру. Не главных героев, а тех, от кого нам страшно. Ведь режиссер просто знает, что мы боимся не змей, а их укусов и скользкой оболочки. Что мы боимся не красивых пауков, а хаотичного касания их лап до нашей кожи. И именно поэтому крик главных героев, как таковой, не слишком выразителен. Ван не побоялся заставить вас кричать сильнее, чем это делают герои его фильма. А может быть это такой новый прием? Когда видишь, что там на экране кому-то хуже, чем тебе сейчас? И выступая именно с этого фланга, режиссер получает другие бонусы. От происходящего на экране ужаса, просто не успеваешь начать занудничать по поводу каких-то кино-проколов. Например, почему в старом-старом доме какая-то уж слишком чистая вода? И не слишком-то хочется придираться к достаточно темной картинке. Вот что надо – нам покажут. А уж большего мы можем и не выдержать.

В кадре: Лорейн Уоррен, в исполнении Веры Фармига

Вот странное дело, эти фильмы ужасов. Казалось бы, у всех одинаковые составляющие: какая-то серая дешевая пленка, какая-то вечная осень и пустота… Но вот один режиссер нас задевает, а другой – нет. И получается, что фильмы ужасов – это своего рода секс. Это что-то такое интимное, т.к. именно здесь задевают наше живое. И вот с одним режиссером – это «так себе», а с другим – совсем по-другому. Что же до Вана, то на этот раз мастер достиг наивысшей планки своего мастерства, перепрыгнуть которую, кажется, сможет только он сам. На протяжении почти двух часов, «Заклятие» буквально вытягивает твои нервы и играет как на каком-то инструменте. Страшно – не то слово, но почему-то хочется продолжения. Может быть не в этот раз, но и будет это уже совсем по-другому. Дело в том, что «Заклятие» — как история, еще и неимоверно глубока, а за непрекращающимся ужасом просто не успеваешь включить мозг. Говорить же о «Заклятии» надо как о моменте. Нельзя сказать, что хочется еще раз, или продолжения. Но, черт возьми, жаль, что все закончилось…

P.s.: в свое время, на «Киновзгляд.ру» был опубликован и трейлер к этому фильму. Посмотреть его можно ЗДЕСЬ. Но давайте не будем лукавить, что трейлеры к подобным фильмам не могут передать даже крошечной доли того, что там может быть)

Оставить комментарий

|