«Легенда №17»

Режиссер: Николай Лебедев

Год: 2013

В ролях: Данила Козловский, Олег Меньшиков, Светлана Иванова, Борис Щербаков, Владимир Меньшов, Валентин Смирнитский, Алехандра Грепи

О фильме: 2 сентября 1972 года. Монреаль. Хоккейная сборная СССР с разгромным счетом 7:3 победила канадских профессионалов из НХЛ в стартовом матче эпохальной Суперсерии СССР-Канада. Это была не просто игра, это была битва за свою страну, которая перевернула мировое представление о хоккее. Теперь весь мир знал его просто по номеру «17». Валерий Харламов, забивший в том матче 2 шайбы, мгновенно взлетел на вершину славы. Сбылась его мечта — упорство, спортивный талант и суровые уроки великого тренера Анатолия Тарасова сделали из «номера 17» легенду мирового хоккея…

Мнение: Видимо, совсем плохи у нас дела в России, если фильмы с совсем не скрытым характером госзаказа стали охватывать большую аудиторию, нежели раньше. Раньше патриотизм базировали на военной тематике, штампуя соответствующие фильмы и как-бы намекая подрастающему поколению на такое понятие как «долг Родине». И вот кому-то там показалось, что брешь в социальных настроениях более обширна и эту «дырку» нужно как-то залатать. Заплату при этом взяли Советского производства, решив, что видимо за 20 лет истории России ничего геройско-патриотического так и не случилось. Скрывать же это либо не хотели, либо просто не получилось. Можно было бы сказать, что «Легенда №17» — фильм о прославленной звезде Советского хоккея и направлена на поднятие репутации Российского хоккейного сегмента, но вот на момент выхода этой рецензии, Россия – действующий чемпион мира. Да и выбор персоны Харламова скорее походит на точечный удар по определенной категории людей. И получается уже, что фильм именно как о легенде только для тех, кто видел матчи с Харламовым, ну а для всех остальных – серьезный разговор о России, рожденной из СССР. Точнее о том, как надо бы любить свою Родину, глядя на то, как ее любили наши Родители.

В кадре: сборная СССР, во главе с Харламовым (в центре) звонит Анатолию Тарасову и сообщает о победе над сборной Канады. Роль Харламова за Данилой Козловским

Но это только с мотивацией в зачине хорошо получилось, а на деле – картина, полная неопределенностей. Например, сам Харламов, в исполнении Козловского воспринимается только как Козловский. Является ли этот промах следствием того что сюжет в принципе не оцентрирован на звезде Советского хоккея сказать сложно, ибо и название вроде указывает, куда смотреть, да и имя Валера звучит как-то чересчур часто. Понятно, что Харламова нельзя назвать другим именем, но много ли среди нас зрителей, которых в родных стенах и в знакомых нам коллективах всегда зовут по имени? В диалогах почему-то отсутствует жизнь. Режиссер как-бы постоянно показывает зрителю, что вот где Валера Харламов, не забудь. Серьезный удар ниже пояса главного героя. Как актер, Козловский не прошел испытания, не дав молодому поколению почувствовать любимца Советской публики. Нет в нем харизмы, которая утащила бы за собой публику, состоящую не из молоденьких поклонниц Данилы Козловского. А ведь такой термин как «Легенда» — не пустой звук. Пожалуй, все согласятся, что Харламов – настоящая легенда хоккея. Он как бы вне времени. Да, был… И будет в памяти людей, любивших его. Но где та нечеловеческая харизма, которая отвлечет зрителя от ведерка с попкорном?

В кадре: тренер Анатолий Тарасов в исполнении Олега Меньшикова устраивает «разбор полетов» сборной СССР

Все это упирается в разговор об элите актеров и о том, кто вроде должен прийти на смену. Должен уже сейчас работать так, что например, могло бы отвлечь от игры Меньшикова. Вот как раз от той сумасшедшей энергетики, которая напрочь отсутствует на экране у Козловского. Благодаря такой игре актера, тренером Анатолием Тарасовым пропитана вся картина. Он даже там, где его нет. Каждый жест актера – совершенно точное чувство момента. И даже одна из самых мощных сцен (проводы сборной на матч с Канадой), пробивает именно его персоной. А где Данила, а? Данииила, вылазь из-под куста, совсем не видно. Хотя, что говорить? Что Вы, Меньшикова не знаете? Нам же пока остается сожалеть о том, что Олег Евгеньевич не сыграл в этом фильме еще и Харламова. Будьте уверены, и разница была бы, и никто бы придираться не стал. Вот даже если возвратиться к толпе молодых поклонниц исполнителя главной роли. Что, кто-то из них высказал бы свое «фи»?

В целом, задача выполнена, если в кино все-таки говорилось о настоящем патриотизме. Героя оживили, но только в памяти. После просмотра появляется вполне реальный интерес к персоне Харламова. Но кто будет говорить о нем, как о персонаже, экранизированном Данилой Козловским? Что же до попытки создать кинематографический хоккей, то она, мягко говоря, провалилась. Конечно, перед глазами мелькают и коньки, и шайба, однако выглядит это все как трейлер хоккейного матча. Скомкано и непонятно. Углубляться же в фильм вообще опасно, т.к. визуально картинка не из самых приятных. Вот умеют же снимать у нас реально серые фильмы. Где даже солнечное лето – как пасмурный и холодный день. Ну и упаси вас сильно углубиться в составляющую кинематографического патриотизма. Ибо гордость за Советских парней может нарушиться Чебаркульской ментальностью (начало карьеры Харламова). Маленький город, скажете Вы сначала. Но это было в СССР. Сейчас же есть ощущение, что Чебаркуль как бы уже везде… И не из-за «рождающихся» там Харламовых

Оставить комментарий

|