«Рассказы»

Режиссер: Михаил Сегал

Год: 2012

В ролях: Андрей Мерзликин, Константин Юшкевич, Любовь Новикова, Дарья Носик, Владислав Лешкевич, Тамара Миронова, Игорь Угольников, Андрей Петров, Елена Нестерова, Василий Мичков

О фильме: Рукопись молодого писателя попадает в литературное издательство и начинает влиять на жизнь любого, кто откроет её и прочтет хотя бы страницу. Четыре рассказа из рукописи – это четыре истории с непредсказуемой развязкой, четыре жанра кино: абсурдистская комедия, социальная сатира, триллер, мелодрама.

Мнение: Некоторые фильмы для нас по-настоящему родные. Причем считаем мы их таковыми из-за любимых актеров или в виду гениальной режиссуры, а запоминаем уже по нестандартной подаче. Это может быть и нахождение всех героев в одном замкнутом пространстве («Кровавый четверг», «Суши гёл»), и подача всего материала в формате мини-новелл. Причем с подачей блюда сервированным таким образом шутить крайне опасно, ибо на этом поле в свое время выступал  матерый волк Тарантино (возьмите хоть «Криминальное чтиво», хоть «4 комнаты», где ему принадлежит авторство над одной из киноисторий). И не важно, что концепции фильмов различны. Осадочек то останется. Однако «Рассказы» очень тонко обходят эту сторону, концентрируя внимание зрителя все-таки на сюжете. Мини-новеллы режиссера Сегала – это цветочки, когда как пробовать надо ягодки. И кстати вкус этих плодов даст четкое представление Вам о необходимости воплощения «Рассказов» как кино-рассказов.

В кадре рассказа №1: Организатор свадеб, в исполнении Андрея Мирзликина (слева) и будущие жених и невеста, в исполнении Дарьи Носик и Андрея Петрова

Заданный формат мини-новелл хорош с позиции восприятия зрителем, но при этом сложен для вынесения вердикта всему фильму. И даже если ритм повествования одинаковый, эмоциональность не всегда зашкаливает. Просто максимальное соприкосновение происходит, когда режиссер затрагивает реальную жизнь, а не культуру. Ибо у каждого свой Достоевский и свой Булгаков, а вот когда речь заходит о сексе и о быте, вроде бы сразу всем все понятно. При этом мир каждой новеллы утрирован до предела. Режиссер же даже не пытается скрыть этого, не забыв, на фоне всей картины, еще и словами поиграть. Только овчина едва ли стоит выделки, ибо следуя поговорке «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», впечатление производится маленькое, а внимание вообще отвлекается всем происходящим на экране. И все мы знаем правду, однако когда эта правда подана в таком виде, создается неприятное ощущение вывернутости наизнанку. Жаль только, что никто не объяснил необходимость этого душевного стриптиза

В кадре рассказа №4: главный редактор издательства, Макс, в исполнении Константина Юшкевича, со своей новой пассией, в исполнении Любови Новиковой

Заходя на этот «проект» с другой стороны, сложно сказать, «Рассказы» это обращение или все-таки рассказы? Максимальная степень отстранения от происходящего действует на зрителя как анестезия. Вот и всю порочность нам выложили, и всю гниль коррупции (надо отметить, что ни без смысловых ляпов), а за державу все равно не обидно. К слову сказать, гордость тоже не испытываешь. Видимо, таковы издержки чрезмерного утрирования. С одной стороны, кино – это искусство, и любые эксперименты должны только приветствоваться, но «Рассказы» — отнюдь не артхаус, и с выворачиванием наизнанку просто переборщили. Интересно только, фильм изначально задумывался таким, или получился случайно? Если задумывался, то не слишком-то вежливо говорить зрителю об одном, не раскрыв потенциал мизансцены. А ведь там по-настоящему похотливые руки главного редактора Макса, и настоящая любовь молодого человека Мити, которая так же может быть интересна зрителю, стоит только посмотреть внимательнее. Конечно, можно пережить и такую простую постановку. Но ведь есть другой зритель. Тот, которого нужно вести за собой, а режиссер, Михаил Сегал, бросает нас. И не увидит тогда никто гениальнейшей игры Мерзликина, разложив при этом весь фильм на несколько выпусков «Ералаша».

«Рассказы» — очень тонкая материя, которая должна была бы рассматриваться как отражение нашей жизни, а не как обычное кино. Не смотря на комичность некоторых сцен, фильм ужасен. Но не в контексте чего-то плохого. Представьте себе, что окружающий Вас мир превращается в кунсткамеру. Что с миром происходит неизбежная метаморфоза, призванная сначала разрушить все что есть, а потом построить новое. Представьте себе личное чистилище. Вот именно этим могли бы быть «Рассказы» Михаила Сегала. Фильмом, который должен был бы раздеть нас и выставить перед зеркалом. Жаль только что это есть в атмосфере, а не в структуре. Так что получается, что если нас и раздели, то мы явно были не против. А может быть, это кому-то и понравится.

P.s.: 21 марта 2013 года состоялось вручение Первой Национальной Премии «Золотой Джокер MAXIM Jameson 2013», где фильм Михаила Сегала взял приз в номинации «Кино». Говорить о том, что фильм не заслужил эту премию – нельзя, ибо юмор выдержан под правильным градусом. Но немного ли мишуры для серьезного разговора?

Оставить комментарий

|