«Воды слонам!»

Режиссер: Фрэнсис Лоуренс

Год: 2011

В ролях: Роберт Паттинсон, Риз Уизерспун, Кристоф Вальц, Хол Холбрук, Джеймс Фрейн, Пол Шнайдер, Дэн Лориа, Кен Фори, Тим Гини, Адрианна Раск

О фильме: Годы Великой депрессии, глубокий финансовый кризис. Чтобы как-то выжить, Якоб, потерявший в одночасье родителей и все имущество, устраивается в бродячий цирк присматривать за животными, но взгляд его гораздо чаще обращается на великолепную, волнующую, завораживающую Марлену — звезду шоу и … жену хозяина цирка. Возникает классический любовный треугольник со всеми вытекающими последствиями, страданиями и страстями.

Мнение: Есть фильмы, для которых важна атмосфера. Вот например для фильмов ужаса необязательно, чтобы все действие происходило в морге, а вот если нам дают билеты в цирковое закулисье, то без феерии уже никак не обойтись. Надо сразу сказать, что суть фильма далеко не в воде, подаваемой слонам, а если и отражена в ней, то лишь как капля, упавшая в центр слоновьей поилки. Понять это можно легко, сравнив кол-во слонов в названии фильма с теми, которые пьют ее в кино. Но – это начинка, и большим невежеством было бы сразу переходить к ней, не насладившись с полна настоящей цирковой помпой. С этими воздушными гимнастами, клоунами, дрессировщиками, и с каким-то настоящим бытом цирка. Волшебство картины начинается уже на стадии разворачивания гигантских шатров. Пусть не таких красно-желто-полосатых, какие сразу рисует воображение, но и надо учитывать то, что время, характеризующее фильм находится во власти великой депрессии и «Цирк Братьев Бензини» это еще и уникальный социологический срез. Все здесь найдете… И смокинги, и яркие нарядные сюртуки и рваные просаленные рубахи.

В кадре: слониха Рози и ветеринар Якоб. Роль Якоба исполняет Роберт Паттинсон

А ведь раньше было проще, особенно если рядом стихи Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?». А как быть теперь? Кто сейчас может быть нравственным ориентиром? Например управляющий цирком Август плохой или хороший? Наверное, когда выкидывает людей из поезда – плохой. И когда бьет животных – тоже. А когда пытается всеми силами держать и развивать этот огромный механизм под названием цирк? А когда берет под свою опеку молодого профессионала? Прав ли ветеринар Якоб, когда посягает на то, что ему не принадлежит? Видимо это и есть все грани взрослой жизни. Жаль только, что Паттинсон не удосужился углубиться в ситуацию и раскрыться зрителю. Любовный треугольник, из-за «недоговорок» молодого актера выглядит, к сожалению не равносторонним. И совсем другое дело такая старая (по своему) школа, как тандем Уизерспун и Вальца. Там где один рождает гнев, другая лишь дополняет впечатления, а не театральничает, вступая в открытую конфронтацию. Вот она, настоящая жизнь.

В кадре: Марлена — артистка цирка и жена управляющего им, в исполнении Риз Уизерспун. Ветеринар Якоб, в исполнении Роберта Паттинсона и управляющий цирком — Август, в исполнении Кристофа Вальца

Профессиональную дуэль старых и новых школ можно открыто наблюдать в «столкновениях» Якоба и Августа. И где Август одними лишь жестами и выражением глаз заставляет поверить в наигранную растерянность, другой, имея за спиной хороший сюжетный зачин, не дотягивает до нужной планки. Якоб, в исполнении Паттинсона в действительности многогранная личность, которая по сюжету растет. Еще вчера он был юн и у него были планы и на вечер и на дальнейшую жизнь, а сегодня он путешествует с цирком на поезде. Реально сталкивается с жизненными проблемами, которые делают из дворовых мальчишек настоящих мужчин. Тот же Август всем своим поведением демонстрирует не рядового самодура. Каждое движение, будь то танец с любимой женой или удары крюком по слонихе Рози говорят о том, что это для него не впервые. Яростная уверенность. Он так делал всю жизнь и он знает, что нужно только так. Возможно он сам был когда-то таким как Якоб, но Август, которого мы видим на экране реально вырос. И по всей видимости он не из тех, кто носил воду слонам.

Не смотря на идеально выстроенный сюжет и жизнь циркового люда, режиссер Лоуренс в какой-то момент поддается чувству жалости к героям истории. Как результат, фильм выходит на в какой-то степени хэппи-энд, что выглядит как пощечина режиссера самому себе. Лоуренс, выставив в самом начале нужную планку, и сыграв на слезливых воспоминаниях главного героя, не достиг заданной цели. Выбор очевиден. Режиссер просто пожалел зрителей, не дав развиться накалу событий до конца. Но кто в итоге выиграл? Является ли кино вообще тем жанром, где мужчины не могут проронить слез? Пусть даже скупых, мужских? Ронять же слезу по той концовке что их ждет в «Воды слонам» – как минимум слабость… А вот девушкам можно.

Оставить комментарий

|