«Выход через сувенирную лавку»

Режиссер: Бэнкси

Год: 2010

О фильме: Работы этого художника знают во всем мире: их можно увидеть и на стенах разрушенного ураганом Нового Орлеана, и на разделительном барьере на Западном берегу реки Иордан. Бэнкси старательно скрывает свою личность, чтобы избежать преследований, и до последнего времени отклонял любые предложения о съемках. «Выход через сувенирную лавку» рассказывает невероятную, но правдивую историю о том, как эксцентричный буржуа французского происхождения, проживающий в Лос-Анджелесе, превратившись в кинодокументалиста, попытался отыскать Бэнкси и сдружиться с ним. Но тот лишь развернул камеру на ее владельца — и результат оказался великолепен. В фильме содержатся эксклюзивные кадры, показывающие Бэнкси, Шепарда Фейри, Космического Захватчика и других всемирно известных граффитчиков за работой, а также интервью с ними.

Мнение:

Не желаем жить по другому,
Не желаем жить, эх по другому,
Ходим мы по окраю, ходим мы по краю,
Ходим мы по краю родному…

Еще никогда вопрос «А для чего всё это?» или «All this NAFIGA?» не стоял так остро. И ладно бы еще этот вопрос определял жанровую принадлежность картины. Но нет. Снимать фильм, и тут даже не важно, документальный или нет, об искусстве, как бы хорошо или плохо вы к нему не относились, все равно что снимать фильм о производстве конфет или колбасы. Можете любить или ненавидеть, но точно не научитесь этого делать. В этом виновата специфика темы. Есть в нашей жизни то, что нужно просто брать, не задумываясь как это сделано. Но почему мы покупаем мобильные телефоны, не задумываясь об их устройстве и довольны покупками, а пытаемся понять то, что не совсем просто? Пробуя определить характер постановки, непонятно становится, серьезный ли разговор вообще затеял автор (тут, кстати, надо не забывать, кто автор фильма)? Ибо характер отдельных сцен – как аритмичное сердцебиение. Тут тебе и смех и откровенный кошмар. Единственное, к чему на первый взгляд нет придирок – это честность. И, может быть от того все эти закрытые капюшоном лица?

В кадре: режиссер фильма Бэнкси за работой. Съемку ведет один из героев фильма — Терри

С позиции рядового зрителя, фильм провален некоторой скомканностью подачи материала. Такое ощущение, что Бэнкси, будучи режиссером, сам не знал, что хочет получить в финале. Конечно, он и сам заявляет о том, что не режиссер и не умеет снимать, но все его действия по жизни не без большой доли лукавства. Вот он смеется и дерзит большим звездам, и тут же вставляет в свой фильм Брэда Питта, Джуда Лоу, Ноэля Галахера. Потом еще этот имидж неуловимого неМстителя в капюшоне. Не хочет быть пойманным и отдается весь камере. Кстати его лицо – правда не суть, ибо читаем же мы классику и говорят нам про какой-нибудь город N, а мы уже на следующей странице переживаем за содержимое этого города, а не за N. Вот он фиксирует свои работы, но не говорит о них, либо говорит, но о тех, что не сделал. И при всей этой смысловой несуразице, название фильма точно характеризует его финал. Едва ли тут при чем-то одноименная музыкальная группа. Вот он с одной стороны насмехается над теми, кто не понимает его закидонов, покупает его, но в то же время приходит в эту публику (номинация фильма на «Оскар»). Что это за неДОпопытка понять окружающий мир?

В кадре: Бэнкси. Или кто-то изображающий Бэнкси.

Как режиссер-непрофессионал, Бэнкси недобрал в фильме. Его максимальная отстраненность от темы не приводит ни к чему хорошему. Во всех показанных направлениях помимо творчества, креатива и реального взрыва мозга можно так же увидеть бунт, хулиганство, и глупость. Конечно, таким образом можно еще и себя выставлять на первый план. Кто-то вообще увидит пиар автора через других. Поступок, с одной стороны бесчестный, но отсутствие прямой авторской оценки всего происходящего ставит над творчеством самого Бэнкси жирный вопрос. А может быть в этом и есть суть всего стрит-арта? Видят все, а уж до конкретной мысли пусть доходят те, кому это надо. Ко всему прочему, недобор возникает и в метаниях режиссера от одного героя к другому. При этом никто из них не выставлен по каким-либо правилам, от чего нет постоянной эмоции. Здесь ужасно, а там смешно. Но черт, нет, погодите, я еще хочу посмеяться, а вы меня думать заставляете…

Единственное правильное решение при просмотре такого фильма – относится к нему как к очередной инсталляции мастера. Мало кому до конца будет понятно, что он имеет в виду, но каждый будет пытаться найти какой-то сакральный смысл. С другой стороны, даже хорошо, что это очередной экспонат искусства. Бери в свои руки, перематывай в замедленном режиме, ускоряй или вообще включай на фоне. Можешь без звука, а можешь только как звуковое сопровождение. Эдакий мини-роман, который можно открыть с любого места и читать, особо не задумываясь. У меня так вообще ощущение, что рассказал, но про основное забыл. Ладно, хоть обсудить есть с кем. Все эти вопросы, не касающиеся конкретных героев фильма. Что такое стрит-арт? Творчество? Зло, добро? Глупость или высшая форма мысли? Да и нам ли судить вообще?

Оставить комментарий

|