«Прометей»

Режиссер: Ридли Скотт

Год: 2012

В ролях: Номи Рапас, Майкл Фассбендер, Шарлиз Терон, Идрис Эльба, Гай Пирс, Логан Маршалл-Грин, Шон Харрис, Рейф Сполл, Эмун Эллиотт

О фильме: В поисках сакрального знания группа ученых отправляется в самые темные и неизведанные чертоги вселенной. Именно там, в отдаленных мирах, находясь на пределе своих умственных и физических возможностей, им предстоит вступить в безжалостную схватку за будущее всего человечества.… И как оказалось, поиски колыбели человечества могут привести к его… гибели

ЗАОЧНОЕ МНЕНИЕ О ФИЛЬМЕ, СОСТАВЛЕННОЕ В ОБЗОРЕ АФИШИ НА МАЙ

Мнение: Видимо я превратился в здоровенного такого циника, коим полагается быть настоящему врачу, раз нахожусь в некотором трепетном состоянии перед расчленением последнего фильма Ридли Скотта. Фильма, который я не ждал, т.к. просто равнодушен ко всякого рода космической тематике и от трейлеров к которому я практически не рефлексировал. Интерес был вызван лишь с эстетической стороны и это интерес к ролям любимых актеров. В общем, фильм вообще должен был быть каким-то обычным, с позиции «Киновзгляда», если бы не множественные восторженные спазмы людей вокруг, и присутствующий ряд загадок, которые, надеюсь, возникли только у меня. Загадки, которые возникают при попытке присвоить этому фильму определенное место, если это нужно. Если же рассматривать картину отдельно, то встает другой вопрос. Зачем?

В кадре (слева направо): Логан Маршалл-Грин в роли археолога Чарли Холлоуэйа, Нуми Рапас, в роли археолога Элизабет Шоу и Майкл Фассбендер, в роли андроида Дэвида

Ибо вот «почему?» — понятно, но «зачем?» именно так. Высококлассная авторская работа, начинающаяся и развивающаяся как вполне самостоятельный проект, не дает зрителю расстаться с чувством, что вот именно сейчас все пойдет так, как мы все и ожидали. Но некий формат притчи так и остается ей, заставляя погрузится в какую-то особенную медитацию, секреты которой при этом известны только режиссеру. Оправдать такой заход Скотта можно только его любовью к декорациям, но стоило ли усложнять там, где это получается достаточно неожиданным? А если и стоило, то почему не идти до конца? Как непрофессионал, я хотел бы спросить, неужели это максимум в космических декорациях? И почему Кэмерону с «Аватаром» удалось «сыграть» на поле притчи и на поле декораций, а Скотт где-то недобрал.

Сначала недобрал, а после недодал. Все та же космическая пустота, которая нисколько не давит своим масштабом. Тот же невообразимо нелепый выход из сюжетных тупиков, к которому прибегает режиссер не очень-то честный. Факты хороши для документального фильма, но как быть с фантастикой? Почему зритель должен на веру принимать в одном месте, а в другом все-таки догадываться до происходящего? Скотт не слишком-то чувствует своего зрителя, ибо боится быть непонятым. Вся история, в итоге, — пережеванная каша, которую мы может быть и любим, да, но почему зрителю не подали свежего?

В кадре: Шарлиз Терон, в роли руководителя экспедиции Меридит Викерс и Идрис Эльба, в роли капитана Джанека

Серьезным плюсом в картине выступает, пожалуй, только актерский состав, среди которых особенно выделяется Фассбендер. Перетянутое актером одеяло внимания вполне заслужено, а уровень такой роли – уровень немого кино. Когда все актером передается в движении. И если и рассматривать наигранный сценарный диссонанс в ролях Фассбендера и Рапас, то вторая колоссально не доигрывает, причем не в сценах физических столкновений, а в эмоциональном поведении персонажа. Так что один из главных проводников живого мира на поверку оказывается фикцией. И археолог Элизабет Шоу как роза, но видно в ней лишь лепестки.

К чему же тогда было выстраивать такое промо к премьере? И к чему делать действительно большой замах, так толком ничего и не сказав в конце? Черт с ним, что мы, в сущности, привыкли к недоговоркам, но недосказать со стороны режиссера в каждом месте – в высшей степени жестоко. А может – глупо. И как все-таки быть с ярлыком, определяющим местоположение «Прометея» в фильмотеке от Скотта? Пытливый глаз и преданный фанат сочтет фильм приквелом (началом), ибо и что-то вроде Чужого появляется в финале, да и название фильма четко показывает, что все это начало. «Прометей» прилетел, а если вы обладаете страстью к поискам тайных смыслов, то «Прометей» (можно и без кавычек) зажег. Стоит ли вспоминать тут о том, что режиссер «кокетничал», утверждая, что новый фильм вовсе не приквел? И как быть тогда с тем, что новые декорации до ужаса напоминают все старое? Или это лекало старое? Да, возможно это и не приквел, но  что за отсутствие фантазии и занудство? Внутри нас, как оказалось, поджидал все-тот же монстрик. Перерождение не удалось, и, спасти ситуацию можно, в продолжении. Однако как быть с тем, что тот, кто наверху считает созданное совершенством?

Оставить комментарий

|