«Смертельная гонка»

Режиссер: Пол У.С. Андерсон

Год: 2008

В ролях: Джейсон Стетэм, Тайрес Гибсон, Иэн МакШейн, Джоан Аллен, Робин Шу, Джейкоб Варгас, Макс Райан, Роберт ЛаСардо, Фредерик Колер, Джанайа Стивенс

О фильме:Действие триллера происходит в пост-индустриальном будущем, во время самого жесткого спортивного события. Тюремным надсмотрщикам приходит в голову идея жестокого увеселения с участием заключенных, которое может принести огромную выгоду. Мировая аудитория жаждет увидеть по телевидению торжество насилия, транслируемое из тюрьмы. Трехкратный чемпион-гонщик Дженсен Эймс, вынужденный надеть маску мифического гонщика Франкенштейна — любимца публики, оказывается перед простым выбором, изложенным ему управлением острова Терминал: подчиниться или сгнить в камере. Его лицо закрывают железной маской и Эймс должен выдержать борьбу с самыми отъявленными преступниками в самой суровой тюрьме страны, чтобы дождаться свободы. Оказавшись за рулем чудовищного автомобиля, оборудованного автоматами, огнеметами и гранатометами, этот отчаянный человек разрушит все на своем пути, чтобы выиграть право на жизнь.

В кадре: команда гонщика Франкенштейна. В роли Франкенштейна - Джейсон Стэтем. В роли штурмана Франкенштейна - Джанайа Стивенс

Мнение: Мы как-то привыкли ко всему, что окружает нас и условно определяет некоторую зональность. Так если бельгийский, то почему-то шоколад, а если немецкий, то – автомобиль. Хотя,  в той же самой Бельгии «родился» Пуаро, а некоторыми знатоками и эстетами немецкое порно признается одним из лучших. Так что проблема, скорее, в мировоззрении, а не «месте рождения». Ну а главное, чтобы конечный продукт соответствовал внутренним требованиям тех, кто «кушает» это. Для любого же режиссера «поиск» золотой середины должен быть похожим на математический расчет. Где зрители в какой-то точке по осям абсцисс и ординат, а режиссерское творение тоже имеет конкретные «X и Y» в этой системе. И, кажется, что именно так дела обстоят с фильмами режиссера Пола У.С. Андерсона, хотя на деле, присмотревшись, понимаешь, что и здесь режиссер создает в первую очередь художественное произведение. А вот зрители только потом «пробуют» новое блюдо.

Тем не менее, это самое «блюдо» и вправду оказалось очень художественным. И если у повара красивым может быть и торт и сёмга, то у Андерсона такими же антуражными могут быть и подземка с зомби (к.ф. «Обитель зла», 2002 г.) и тюрьма в «Смертельной гонке». Виртуоз-режиссер с таким «взглядом» на историю как бы смеется над великим актерским мастерством и умением увлечь зрителя за собой персонажем, выстраивая подчас антураж, который захватывает больше, чем это могло бы быть на самом деле. Диспозиция в этом случае напоминает очень яркий и претенциозный телепроект «Форт Боярд», в котором все чаще интереснее было смотреть на сами испытания, а не на тех, кто их проходит. Понятно, что все – лишь режиссерская фантазия, но это – интересно. Местами не без пафоса, конечно, но в том же вышеупомянутом порно никто так и не собирается уходить от образа блондинок в чем-то розовом и с чем-то накаченным.

В кадре: один из этапов смертельной гонки. Адреналин и экшн в чистом виде

С таким заделом Андерсон, на самом деле, спрашивает зрителя (как Бендер): «Киса, я хочу Вас спросить, как художник — художника: вы рисовать умеете?». И в случае положительного ответа выдает жесть, но под «правильным соусом». В сцене, где Франкенштейн (прозвище одного из героев) сворачивает голову под идеально вымеренный металлический кач, настолько же художественна, как отдельно взятое произведение. Как тот же герой Иэна МакШейна, который почему-то обязан был бы отсидеть в тюрьме, чтобы так(!) сыграть (ну хотя бы в тюрьме режиссера Андерсона). Общий такт, общий ритм происходящего, и вот уже со своими единомышленниками ты готов бить по столу, как принято бить ногами в такт «We will rock you». Однако, в то же самое время «Смертельную гонку» нельзя воспринимать совсем серьезно не из-за оголтелой футуристичности происходящего и стреляющего, а из излишней холености и напыщенности некоторых персонажей. Почти все у Андерсона – через чур. Либо через чур положительные, либо через чур отрицательные. Подобный же подход возможен скорее среди физических параметров, нежели моральных качеств. И если Стэтем, с идеально выточенным телом, не слишком провален в этом плане, то вот МакШейн «задает» вопросов на порядок больше. Хотя, при всем этом, без особого взгляда, тюрьма вполне сносна и может быть тюрьмой, а все заключенные, без экстраординарной экспрессии вполне сходят за заключенных, пуская весь сюжет как бы параллельно от того, что на самом деле можно увидеть. Насыщенности же происходящему добавляют отсутствие угнетенного состояния заключенных (как это могло бы быть при российской направленности) и идеальность таких вещей, как пол (начищенный почти до зеркального блеска) и… даже ощущение безвыходности. Может быть дело в том, что рассказ идет про 2012 год (сравните с годом выхода фильма), а может и в некотором излишке демократичности США.

Своеобразное мышление режиссера гарантирует Андерсону свою нишу в кинематографе, а участие таких мастодонтов (на данный момент), как Стэтем – лишь дотягивает зрителя до нужной точки в системе координат. К слову сказать, Стэтем, в 2008 году еще не хватал звезд со своим полу-лицом – полу-непробиваемым лбом. И не выражал особой харизматичности нехаризматичным выражением лица. И если «Смертельная гонка» для Стэтема, то – остановка на пути в гору, тогда как для Андерсона, со всеми прочими наворотами – отработка стиля и мастерства.

Оставить комментарий

|