«Казнить нельзя помиловать»

Кадр из фильма "Тарас Бульба" (режиссер В.Бортко)

Мне очень часто приходится слышать, что молодежь совсем ничего не читает. Однако ораторы, декламирующие свои культурные устои, забывают о том, что иногда важно и то, ЧТО именно ты читаешь. Ведь одно дело просто читать и совсем другое – переживать прочитанное. В наш же век, этой самой не читающей молодежи, век продвинутый и «на-на-на»-технологичный информацию вполне можно черпать и из кино. При этом уже никто не может сказать, что молодежь не смотрит кино. И вот как никто не говорит, так никто и не задумывается все над тем же вопросом, а ЧТО, собственно говоря, мы смотрим? Речь же сегодня пойдет не столько о самом содержании и нравственных ценностях, которые мы получаем вместе с финальными титрами, сколько о вещах, делающих все эти ценности. Вещах, о которых мы говорили уже на страницах «Киновзгляд.ру», и даже не в контексте какой-то темы, а выделено и персонально. Сегодня же без особой конкретики и под несколько другим углом. Как, например, в теме про книги мы бы с Вами решили поговорить о формате выдачи, переплете, авторах и публицистах. Темах, которые, так, или иначе, влияют на наше восприятие и зачастую – негативно.

Вот, например, первый способ испортить конечный продукт киноиндустрии – с сугубо коммерческим оттенком и заключается в пересъемке уже настоящих кино-бестселлеров в формате 3D. Соль же заключается в том, что конечному продукту просто добавляют эффект «выпуклости». Технологию, конечно, опробовали ранее и на настоящих новинках, доказав еще попутно, что есть разница между реальной съемкой в 3D-формате и адаптацией под этот формат. Например «Аватар», Джеймса Кэмерона, был снят в 3D, тогда как «Алиса в стране чудес», Тима Бёртона, лишь переделана в то, что надо. Понятно же, на самом деле и сразу, лишь настоящим ценителям и знатокам, а вот нам, «простым смертным», не так-то и просто проследить истинное зачатие трехмерной действительности… Дальше же, с точки зрения культурной принадлежности, все развивается более тривиально и в качестве некого лобби выступает сугубо финансовый интерес. Новым же «первооткрывателем» стал мультфильм «Король Лев». И дабы не засорять информационное пространство, надо сказать, что совсем скоро на экраны выходят адаптированные «Звездные войны. Эпизод первый: скрытая угроза», а уже к столетней годовщине всемирно-известной трагедии, большие боссы обещали состряпать 3D-версию фильма «Титаник» (того же Джеймса Кэмерона). Все с тем же молодым Леонардо ДиКаприо и Кейт Уинслет.

Постер к мультфильму "Красавица и Чудовище"

Хорошо ли это, или никуда не годиться – сказать сложно, ибо с одной стороны 3D дает новый и свежий взгляд. Вопрос только в том, на какие вещи? И вот здесь и скрыто это самое «с другой». Новое видение по сути – как танцы на костях. Ведь не за живописное крушение лайнера мы полюбили фильм Кэмерона (к чести режиссера, надо сказать, что само крушение и уход в океанскую пучину занимает не все экранное время и считать этот шедевр настоящим только из-за самого факта трагедии – моветон). И «Титаник», в первую очередь – история любви. И мы, черт возьми, каждый раз будем переживать за Джека и Розу, не смотря на прикрученное 3D. Вот точно так же, как переживаем за Каренину, с надеждой, что вот может в этот раз она не кинется под поезд…

Дальше же по списку, и, так сказать, вторая бяка – ремейк. Причем в идейном приложении. Не так страшен, с точки зрения однобокости происходящего, однако результаты более диссонированы. Ведь вот нам нравится, что «делает» режиссер Нолан с Бэтменом и нам (наверняка) будет противен любой эксперимент с фильмом «Москва слезам не верит». Источник же проблемы – в легкодоступности первичного материала. И пусть Бэтмена с Суперменом заочно можно считать народным достоянием, а в случае с картиной В. Меньшова будут серьезные проблемы в вопросе авторских прав; ничто же не мешает сделать историю, похожую на историю Кати Тихомировой. Так или иначе, результат может быть отрицательным, а проблема еще и в том, что нет какой-то «верховной» комиссии, решающей судьбу нашего внутреннего мира (настроение которого реально деформируется от просмотра фильмов, в лучшую, или не совсем стороны). Даже само по себе слово ремейк не несет в себе ничего хорошего, ибо любая переделка, априори направлена на исправление ошибок предшественника/ков. Но кто вправе говорить об ошибках, когда нет острой дискуссии между новым и старым видением? И когда реальной проблемой является еще и отсутствие диалога со зрителем.

В кадре со съемочной площадки фильма "Бэтмен.Начало": исполнитель роли Брюса Уэйна (Бэтмена) - Кристиан Бейл (слева), исполнитель роли Альфреда (дворецкий семейства Уэйнов) - Майкл Кейн (посередине) и режиссер фильма - Кристофер Нолан (справа)

(которого вроде так же нет в прямом смысле, но который есть в финансовом выражении в вопросе адаптации фильма в 3D, с переделкой уже полюбившегося)

Вот что до первого пунктика, то иногда это бывает очень даже красивым, хотя здесь, скорее есть группа своих поклонников. Как у определенного вида искусств. И 3D может быть так же неприятно, как например манера художника писать маслом. Ремейки же, в свою очередь, тоже бывают хороши. Нам так же приятно встретиться со знакомыми героями, пусть и в исполнении других актеров. Но вот давайте на секунду представим наших детей, которым «Король Лев» и «Красавица и Чудовище» понравились лишь из-за сумасшедшей визуализации. Лишь из-за того же 3D, например, а не из-за истории красавицы Белль (полиглоты, простите за тавтологию, хоть это и вообще авторские издержки) и львенка Симбы. Да, мы с ними едины в порыве, но не едины духом, что в свою очередь легко приравнивается к ауре собутыльничества. Где цели и мотивы у всех разные, а средство-то одно.

И так же, сугубо касательно этого разговора, не стоит забывать псевдо-ремейк фильма «Служебный роман». Вот само удовольствие, а оно непременно есть, в этом случае какое-то разовое. Новую версию отношений между начальником в юбке и подчиненным уже не хочется смаковать в деталях, даже если на веру принять аргумент равенства таланта всех актеров. Такая версия – скорее фаст фуд и короткий пит-стоп между настоящими шедеврами. Главное же, о чем, как говорится, «болит» — реальное местоположение «новых» картин в системе координат кино. Сказать однозначно – сложно, и сложно поставить абсолютно адекватный знак препинания в заголовке нашей темы. Пока получилось только запутаться…

Оставить комментарий

|