Герой нашего времени

"Кадр из фильма "Тот самый Мюнхгаузен" (режиссер: Марк Захаров). Один из немногих фильмов, где одновременно можно увидеть и Олега Янковского и Александра Абдулова. В кадре: Леонид Броневой (на переднем плане слева), Олег Янковский (на переднем плане справа) и Александр Абдулов (на заднем плане)"

На самом деле, данная публикация уже давно стояла в очереди, среди прочих, но как это часто бывает, все некогда, или находится что-то более важное, чем это… Сейчас же молчать или заменять чем-то другим — просто не хочется. К релизу же новых умоизлийяний меня подтолкнуло событие, произошедшее на этой неделе. Это смерть основателя компании «Apple» Стива Джобса, которая оценивается, в первую очередь, не потерянным капиталом, а как уход целой эпохи и отдельного видения всего вокруг. Как отразится уход Джобса на прогрессе в целом — судить нельзя, ибо мы никогда не узнаем, что могло бы быть без него, однако если перенести эту парадигму на мир кино, ради которого мы уже давно здесь собрались, кажется, что были бы еще шедевры, и почище тех что мы знаем, если бы… И вот сейчас самое время вспомнить о тех, кто ушел когда-то, оставив после себя целое наследие, и из-за ухода которых впору говорить это бездушное «если бы…». И пусть у нас принято говорить, что «нет пророка в своем отечестве», и что нет истинных талантов, однако, «уход» этих (!) людей указывает на то, что были герои нашего времени. Конечно, надо будет сказать и о том, что есть сейчас, хотя достаточно сложно присвоить свое звание заслуженного кому-то другому. Особенно в том случае, когда отдал его, в свое время, Александру Гавриловичу Абдулову и Олегу Ивановичу Янковскому.

…Я всегда относился к вам с симпатией. Я уважал ваш образ мыслей. Свободная линия плеча, обуженные пантолоны. Вы могли бы стать примером для нашей молодёжи!…

Слова Герцога из фильма Марка Захарова «Тот самый Мюнхгаузен»

Всенародная любовь все-таки заслуживается поступками и действиями и почему-то так сложилось, что именно киноискусство дает точную и яркую оценку людям, задействованным в создании кино-шедевра (ведь никто не скажет, что при съемках какого-либо фильма он хочет сделать плохую картину?). Вот, например всеми любимый (это ведь тоже априори?) Олег Янковский известен в первую очередь разноплановостью своих ролей. Возможно, на заре его карьеры не принято было награждать актеров определенными амплуа, однако даже при таком раскладе этот (!) актер по своему заявил о себе, убив на корню даже попытки приклеить какой-либо незавидный ярлык. А ведь при желании можно было сделать и это, но именно в случае Янковского, когда через каждую роль проходит один уверенный стилистический стержень, речь надо вести не столько о манере, сколько о любви актера к искусству в целом.

Олег Иванович Янковский

Янковский буквально жил своими ролями, а доказать это можно еще и тем, что никто не забудет его Мюнхгаузена, Игоря Брагина и Волшебника. Если говорить про офицеров, то в культурном содержании принято говорить о выправке. Выправка же Янковского — это та капризность, которая могла бы быть, но которой не было, иначе о нем не отзывались бы так режиссеры. Это не тот случай, когда ради одного актера идут на все его уступки, но это именно то, когда ни один персонаж не будет отождествляться с кем-то другим. Отметившись и в режиссуре, Янковский из роли в роль лишь в очередной раз показывал, как надо делать и его роль у Валерия Тодоровского в «Стилягах» — венец вот этого настоящего. Когда отец Фрэда «выступает» со своей догмой, и когда Янковский является Строгановым в «Китайском сервизе». Когда в каждом движении видна неповторимая манера (как например роль Стэплтона в «Приключениях Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Собака Баскервилей»), хочется сказать его же словами из «Обыкновенного чуда… «А я на свою беду — бессмертен»…

Кто он, «герой нашего времени», когда мы, в сущности, не можем понять, какое именно время является нашим  и с чем его ассоциировать? Но есть именно то, что может рассматриваться в контексте актера и его творчества и что одновременно характеризует нас. Мы с трудом воспринимаем эксперименты навроде горизонтальной сетки вещания, однако по-прежнему смотрим телевизор, среди которых есть достойные продукты (иначе Вы бы не смотрели телевизор). И если сравнивать наших рекордсменов по группе параметров, то есть одна вещь, по которой Александр Абдулов обошел-таки Янковского, хоть и находится, по-прежнему на одной ступени с ним. Есть и цитаты из фильмов, подчас не менее емкие, но лишь для настоящих гурманов, как например: «Закусываю только после первой. Две следующие идут самоходом.» (к.ф. «За милых дам!) и: «У вас слишком длинный язык, чтобы оставаться в этом мире» (к.ф. «Ищите женщину»).

Александр Гаврилович Абдулов

Просто так получилось, что Абдулов в первую очередь актер своих персонажей, который скорее не заимствует что-то, а отдает. И может быть поэтому мы не сможем увидеть другого Жакоба в картине Захарова? Как например другого Ледащева у режиссера Дружининой и Коровьева у Бортко (кстати, Абдулов приглашался на роль Коровьева и в постановку Юрия Кары). Самое поразительное то, что Абдулов ровным счетом всегда занимал лишь отведенное ему место, не выделяясь и не задаваясь излишне. В противном случае получилось бы конечно не то что имеем, но достаточно интересно наблюдать (уже теперь) за водителем банды «Черная Кошка» (к.ф. «Место встречи изменить нельзя»). И все равно, в каждой роли было что-то, что предопределяет Абдулова как человека, хотя и в других проектах это всего лишь игра. Но какая! В любом телевизионном проекте нам кажется, что вот наконец-то актер «раздет» перед нами, но то что делал Абдулов в «Естественном отборе» не может оцениваться ничем, кроме аплодисментов. Только игра и только пафосность, которая была некоторое время в моде. Но как мог это человек угадать и дать зрителю именно то, что он хотел? Где скверные словечки в сторону молодежи и того времени, что ушло и никогда не вернется, присущие человеку 1953 года рождения. Как короля делает свита, так же и Абдулова сделали его роли, дав жизнь после смерти.

Как уже было замечено, были моменты и были роли в фильмах, с которыми ни Янковский, ни Абдулов не хватали звезд с неба. Сейчас же, когда эти люди ушли, мы смело можем сказать, что оставим закладку на этих страницах «книги о кино». Что нужно было сделать этим актерам для того чтобы так о них говорить уже при жизни? И только ли от таланта зависит восхождение на вершины кинематографического Олимпа? Конечно, и современное кино не обходиться без талантливых представителей и, говоря об отечественном кинематографе нельзя не сказать о Юрии Чурсине, Евгении Миронове и Сергее Безрукове… Истина же, как в секретных материалах, где-то рядом, и заключается все-таки еще в том, какое было кино раньше и каким оно является сейчас. Так может при оценке молодых талантов стоит все-таки смотреть еще на то, где сыграли наши новые кумиры? И не убивает ли новое русское кино потенциальных новых русских кумиров? Вот здесь надо подумать каждому и отдельно…

Я же, в свою очередь, вновь хочу вернуться к началу разговора и о событии, которое потрясло весь мир. Многие говорят, что ушла целая эпоха и не знают, что будет дальше. Возможно череда провалов, неудач… Но почему потенциальные провалы воспринимаются так близко к сердцу в случае с реальным миром высоких технологий и так пространно, с уходом таких же гениев, хоть и в другой сфере. Неужели во всем виноват реализм и материальная составляющая? Да, кино не погладишь и не продашь… Однако, не надо забывать, что шедевры кино ничем не заменишь, а тот вклад, который дает кино при формировании человека гораздо ценнее, чем то, что нам могли бы дать, но как бы не дадут… уже.

Оставить комментарий

|