«Астрал»

Режиссер: Джеймс Ван

Год: 2011

В ролях:  Патрик Уилсон, Роуз Бирн, Ти Симпкинс, Лин Шайе, Ли Уоннелл, Барбара Херши, Эндрю Эспозито, Джей. ЛаРоуз, Ангус Сампсон, Корбетт Так, Рубен Пла

О фильме: Джош и Ринэй переезжают со своими детьми в новый дом, но не успевают толком распаковать вещи, как начинаются странные события. Необъяснимо перемещаются предметы, в детской звучат странные звуки… Но в настоящий ужас приходят родители, когда их десятилетний сын Далтон впадает в кому. Все усилия врачей в больнице помочь мальчику безуспешны. Несколько месяцев спустя его возвращают домой, где за несчастным ребенком ухаживают мать и сиделка. Но загадочные явления в доме продолжаются. Отчаявшиеся родители готовы обратиться за помощью к кому угодно и вскоре выясняется, что Далтон в бессознательном состоянии связан с паранормальным миром…

Мнение: Нам часто приходится слышать эпитеты вроде «от создателей …» или «от продюссеров». И даже в наше время, когда в действительности мало людей запоминает и следит за делами режиссерскими, нет-нет, да встречается броское «от режиссера». Вот и «Астрал» отчасти от нашего старого знакомого, Джеймса Вана, который подарил миру не только первую часть «Пилы», но и вообще всю идею. И уже новые проекты от этого режиссера попадают в ранг ожидаемых. Не важно, что мастер специализируется на жанре ужасов и на всем том, от чего должна стынуть кровь в жилах. Важнее результат, а в случае когда публика ругается почти на каждый жанр, даже при условии участия мировых звезд, дороги все хорошие экземпляры. Ван доказал свою проф.пригодность, и не единожды. В «Астрале» же, ко всему прочему теперь еще и бюджет (здесь надо учитывать ничтожно маленький бюджет прошлых картин режиссера), как бы кивая в сторону не только средненьких спецэффектов, но и в сторону более известных и высокооплачиваемых актеров. А вот стоила ли овчина выделки, говорить крайне сложно, т.к. аттракцион не связан с кровопусканием и отрезанием конечностей. И режиссер здесь скорее проводник в мир чего-то нового, ведь согласитесь, что не каждый день киномир дарит ощущение сверхъестественного. А ко всему прочему надо еще и поверить в этот сверхъестественный мир. Но тут и оценку легче будет выставлять, при условии, что мы погрузимся в него целиком.

В кадре: безутешные родители маленького Далтона. В роли матери - Роуз Бирн. В роли отца - Патрик Уилсон

Говорить же о минусах картин такого жанра — не всегда получается, ибо у всех разный порог страха и ужаса, но согласитесь, что даже среди ненавистников пауков можно найти тех, кому внешне могут понравиться некоторые особи. Подобная аллегория приведена лишь к тому, что режиссер выдумал демонов, и принес настоящий хаос, хотя для кого-то это будет сродни переживаниям в детском саду. На протяжении всей картины, за счет прошлых достижений, режиссеру авансом прощаются все грехи, а атмосфера чего-то надвигающегося применима только к ожиданию хлеба, за которым пришли в булочную. Кого из избалованных зрителей сейчас может напугать крик матери, в которой видно лишь актрису, а не мать ребенка. И стоит ли давать зрителю фантазировать там, где его фантазия может оказаться круче задумок режиссера? В конец же ситуацию портят псевдо-«охотники за привидениями», которые похожи на настоящих, наверное, но вот смотреть на них без жалости не получается. И как тут не усомниться в отражении тех, кого они пришли ловить?

В кадре: маленький Далтон, заблудившийся в потустороннем мире. Роль мальчика за Ти Симпкинсом

Но режиссеру все-таки надо отдать должное, ибо выступить там, где не каждому это удастся — тоже талант. Собственно вся история о героях — скорее история о нервах, которые подчас как закрученная пружина, готовая выстрелить в любой момент. И Вану удается невероятное, максимально совместив реальный и кинематографический мир по этой части. Конечно, нельзя сказать, что вся ситуация чувствуется как дыхание близкого человека, однако при создании фильма учтен некий ритм, одинаковых «взрывов» и равномерных «спадов». А что может быть ценнее той ситуации, когда понять бинарность происходящего удается не сразу, и в виду как раз этого происходит самостоятельное накручивание ситуацией. Да, безусловно, есть и наишикарнейшие сцены, про которые можно сказать, что если бы фильм состоял только из них, то он не окупился бы по причине отсутствия фантазии у некоторых зрителей. А как оказалось фильм ужаса вполне сподвигает к мысленному созиданию. Непонятно только, нужны ли были эти сцены, или все это — мишура? И может быть, идя на фильм ужаса, мы ждем как раз чего-то менее связанного, но эффектного? Того, чем разбивает спокойную ситуацию режиссер, когда то ли усталость, то ли скука начинает таки охватывать. «Астрал» дает ощущения развития по двум направлениям, как бы давая кусок пирога и тем и другим зрителям, но что делать, если кусок ничтожно мал, а чужой брать не хочется?

В кадре: одна из обитательниц потустороннего мира и старая знакомая отца Долтона

Безусловно, самой правильной оценкой таких фильмов должно быть состояние постскриптум. Состояние, когда дети не могут заснуть от страшной сказки, а взрослые боятся сходить за стаканом воды в соседнюю комнату. Может быть, проблема как раз в том сюрреализме? А может и в бюджете, что был упомянут в начале, ибо из начального капитала не было использовано ничего особенного. А картина в этом случае получается как дорогая мебель в гостиной друзей, истинную цену которой знают только они сами. Казалось бы, все сделано как по идеальной формуле. И жуткий потусторонний мир, и ожидание непредсказуемого финала (режиссерский козырь, чем уже прославился Ван). Но не дотянул. Чуть-чуть в одном месте, чуть-чуть в другом и уже вся картина воспринимается как набор отдельных сцен, некоторые из которых увлекают за собой, а некоторые разочаровывают. Такой уж результат выходит на месте неполноценной отдачи. Вот и решайте, что после этого называть ужасом. Всю картину, информационный посыл, или отдельные сцены. По крайней мере, если затрагивать тему стандарта, «Астрал» — лишь как остановка и, к сожалению, в пути поезда дальнего следования.

Оставить комментарий

|