«Аватар»

Режиссер: Джеймс Кэмерон

Год: 2009

В ролях:  Сэм Уортингтон, Стивен Лэнг, Зои Салдана, Сигурни Уивер, Мишель Родригез, Си-Си-Эйч Паундер, Джованни Рибизи, Джоэл Мур, Дилип Рао, Лаз Алонсо, Уэс Стади

О фильме: 2154 год. Планета Пандора. Могущественная корпорация пытается договориться с расой На’Ви, обитателями Пандоры, о добыче редчайшего минерала. На Пандоре расположены войска из лучших наёмников Земли. В любой момент полковник Куоритч, может отдать приказ о наступлении. И очень хочет это сделать, но есть и другие пути. Ученые разрабатывают проект «Аватар», благодаря которому человеческий разум может контролировать тела 3-метровых На’Вийцев. А это значит, что компромисс возможен. На Пандору пребывает бывший морпех Джейк Салли, брат-близнец погибшего биолога, имевшего свой аватар в мире На’Ви. Он включен в группу исследователей, изучающих мир планеты. Воинственно-настроенные На’Ви принимают Джейка, и даже готовы обучить его своим обычаям, раскрыть некоторые секреты Пандоры. Однако чем больше отважный морпех погружается в мир Пандоры, тем сильнее становится вариант трагического исхода.

Мнение: Кто-то когда-то сказал, что мол «талантливый человек талантлив во всем». Однако чаще всего эти слова применяются к всесторонне развитым людям, и вот здесь совсем не стоит забывать тех, кто до колоссальности многогранен, пусть даже и в одной сфере. Ну а раз мы тут собрались по поводу интересного кино, то непременно стоит говорить и об «Аватаре» и о самом Джеймсе Кэмероне. Причем господин режиссер здесь выступил скорее как учитель, и, совсем не единожды, дав одним людям пример шедевра, а другим — реальный пример достаточно необычного вопроса. Под реальным же потребительским вопросом стоит спросить о действительной необходимости синечеловечной вакханалии. На сколько проблема «Аватара» решаема именно таким подходом, и раз уж все вышло именно так, действительно ли в Кэмероновском шедевре есть что-то за настоящим зрелищным представлением? С одной стороны — все как-бы просто и немудреное дело придумать персонажей живущих по твоим правилам, однако не каждый художник пускает наблюдателей со стороны. Вот тут, наверное, нам как раз повезло, что «Аватар» — кино, а не замысловатый фокус для узкого круга посвященных.

В кадре: Джейк (слева) и полковник Куоритч (справа) изучают место обитания одного из племен На’Ви на примере голограммы. В роли Джейка — Сэм Уортингтон. В роли Куортича — Стивен Лэнг

Человеку свойственно сомневаться в своих способностях, а трактовка авторского проекта — не всегда благодарное дело, ибо идея может и существовать, а может быть и надуманна, самим зрителем. С одной стороны Кэмерон дает понять, что вся эта визуальная напыщенность не более чем одежда, ведь зрителю говорят о каком-то драгоценном ресурсе, но совсем опускают прочие подробности, которые как «город N» в литературе, присутствующий скорее для обыгрывания момента. Однако и здесь не все так гладко, т.к. с одной стороны потрясающий визуальный ряд ставит ряд серьезных вопросов и претензий к актерскому мастерству. Все знают Сигурни Уивер и Мишель Родригез. И многим известны Сэм Уортингтон, Зои Солдана, Джованни Рибизи и Стивен Лэнг. Однако кто может сопоставить роли в «Аватаре» с их прошлыми заслугами, когда из всех, по истине, можно выделить только Уивер. И когда Рибизи демонстрирует такую же человеческую непосредственность и детсковатость, почему-то присущую только ему. Насколько сильно весь этот синий шквал стирает реальность и насколько 3D-визуализация губительна в этом случае для настоящих эстетов? Для тех, кому этот фильм, по сути, рассказывает  не о захватчиках и обитателях новой планеты, а о жизни, пусть и виртуальной.

В кадре: аватар Джейка Салли и принцесса рассы На’Ви. В как-бы роли аватара Джейка все тот же Сэм Уортингтон, а в как-бы роли принцессы — Зои Солдана

В современном кинематографе достаточно провальной, изначально, кажется идея демонстрирования чего-то идейного, а при попытке одновременной игры по обе стороны фронта результат такой же, как и при ловле двух зайцев. Аватар по Кэмерону — не идея какой-то там генетической трансплантации мозга и самого человека в новое тело. Аватар лишь средство нового рождения при старой закваске и история, закольцованная на генной инженерии, всего лишь оболочка для другого реального эксперимента. «Аватар» — настоящий подарок всем киноманам, ибо утонченный подтекст можно совсем не разглядывать, а насладиться присутствующим набором согласно своих культурных потребностей. Тем, кто знаком с базовым курсом экономики и пирамидой Маслоу будет проще, однако зачем пытаться превзойти себя, если и в настоящем может быть интересно (об этом, кстати, там тоже говориться)?  Когда пятиклассник с институтским образованием учится на отлично и когда отставной военнослужащий продолжает достигать новых высот в искусстве войны, в самом контексте — никакой разницы, но кто лишний раз пойдет в кино на игры разума, когда весь рекламный постпродакшн обещал обратное? Да и важнее всего цель, а уж такое завуалированную постановку хоть и можно считать авторской задумкой, однако лучше принять за коммерческий ход.

В кадре: миротворцы будущего в исполнении Сэма Уортингтона (предний план слева), Сигурни Уивер (передний план справа), Мишель Родригез (задний план слева) и Джоэла Мура (задний план справа)

Но можно все это воспринимать и напрямую, благо Кэмерон не настаивает на истинном толковании идеи, да и сам разговор об истине, которая у каждого своя, не всегда получается. С этой стороны у режиссера получается вполне толковый боевичок, где прошлые наработки лишь отточены, а если разговор и ведется о планете, то перепаханы не только почва, но и воздушное пространство. Из всей же катавасии непонятны только идейные метания режиссера, характеризующие его скорее как человека увлекающегося новым и самораскопанными идеями. Да, был «Титаник» до Кэмерона и был «Терминатор» (кстати сказать, тоже Кэмероновский) до той части, которая всем знакома. Но благодатное поле после этой саранчи перестает быть благодатным и блестящая работа в его случае означает то, что ЭТОТ мастер наигрался, а другие просто не наиграются.

Самое интересное в том, что сиквел (как и последующие продукты кинематографического почкования) все-таки возможен, однако вдыхание новой жизни в старое тело похоже на пережиток коммунизма, а развитие — крайне необязательно. Кэмерон, ко всему прочему, здесь еще и такой же ученик, хотя и делающий свои выводы. «Аватар» в какой-то степени можно считать Рубиконом для зрителя, и испытанием для режиссера. Однако если первый перенес публичное поражение, то второй проигрывает в более глобальном смысле. «Аватар» не принес наград своему создателю, что в данном случае означает грандиозный разбег между ним и потребителем продукта. В этот раз вершина не достигнута и остается только гадать, скажется ли это на дальнейших работах режиссера?

Оставить комментарий

|