«Люди X: Первый класс»

Режиссер: Мэттью Вон

Год: 2011

В ролях: Джеймс МакЭвой, Майкл Фассбендер, Кевин Бейкон, Роуз Бирн, Дженнифер Лоуренс, Дженьюари Джонс, Николас Холт, Эди Гатеги, Оливер Платт, Калеб Лендри Джонс, Лукас Тилл

О фильме: история, повествующая о становлении личности и о начале дружбы Чарльза Ксавьера и Эрика Леншера, более известных миру как Профессор X и Магнито. По другую сторону баррикад — бывший нацистский офицер Себастьян Шоу, пользуясь собственными сверхъестественными способностями, пытается развязать ядерную войну. По его замыслу точкой отсчета должен стать Карибский кризис, после которого две сверхдержавы уничтожат друг друга. С помощью новой набранной и обученной команды мутантов, Чарльз и Эрик постараются предотвратить замысел Шоу, однако межличностные конфликты в итоге оказываются гораздо опаснее всех войн. Истории о дружбе суждено стать историей о начале раскола команды и противостояния друг с другом.

Мнение: Вся эта игра с комиксовыми составляющими все больше походит на мышиную возню, хотя любой стоящий продукт наоборот должен расти, пусть и в идеале. Но не легче ли устремить взгляд на что-то в действительности ценное, когда вино, уж если быть честным, начинает тухнуть, вместо того, чтобы бродить? Новая картина, о старых знакомых, с одной стороны грандиозный спин-офф, а с другой — очередная выкачка денег. Конечно, кино как бизнес может существовать и в мировом кинематографе присутствуют настоящие шедевры. Но есть и осечки. И где, хочется спросить, здесь первоначальная идея искусства, прекрасного и манящего? Все-таки мы любим, и эксперименты и что уж там греха таить старые сказки на новый лад. Только не плохо, чтобы это учитывали и создатели кино-шедевров. Ну а пока, едим что дают. Благо, что и в «людях X», в целом, как в продукте, есть еще на что посмотреть, и даже без перетягивающего на себя одеяла Росомахи и вычурности в некоторых местах. Стоит ли воспринимать такую постановку вопроса как спин-офф — сказать сложно, ибо мы и дальше будем сравнивать разные режиссерские видения на одну и ту же тему. Ну а уж чье «Утро в сосновом бору» будет реалистичнее — время покажет.

В кадре: молодой Магнито, в исполнении Майкла Фассбендера

Профессионализм же, каков он есть у режиссера Вона, начинается с самого подхода повествования истории, где напрочь отсутствует долгое запрягание. В фильме изначально невероятно удачно выбрана модель балансирования между разумом и инстинктом, которое лишь при скудности воображения может восприниматься как противостояние добра и зла. Новый Магнито, в исполнении Фассбендера, плетет некую нить животной мести, когда как его психоповеденческое альтер эго — профессор Ксавьер играет по своим правилам, рассказывая зрителю и о других сторонах мутантского существования. Подобный задел перед самой историей дружбы и сотрудничества уже заранее расставляет приоритеты для потенциальной симпатии, однако настоящим подарком является невозможность выбора, которая, как раз, и приносит основную гамму красок в просмотр фильма. В мировом кинематографе есть примеры игр одного и двух актеров при пустом наполнении площадки другими. Но если в каких-то случаях — это провал, то при повествовании именно об истории дружбы и начала вражды, подобная концепция является максимально выигрышной. Остальное же наполнение фильма другими мутантами с одной стороны — мишура, а с другой — приятное разнообразие, серьезности которого противопоставлены некоторые «дырки» сюжета, в свою очередь призванные максимально опрокинуть понятия о возрастной группе зрителя, а с другой — топящие его в некоторой нелепости. Вероятно, можно было бы обойтись и без этой разбавки, но кто сделает ставку на депрессивно заряженный экшен, в вопросе развлечений? А ведь могло бы быть и так, в виду поднимания по-настоящему жизненных и немутантских вопросов.

В кадре: молодой Чарльз Ксавьер, в последствии - профессор X. Роль за Джеймсом МакЭвоем

Но не все получилось и  по актерской части, отметив фильм злой иронией, неповторимо добавив в одном месте, и колоссально проиграв в другом. Мы все любим актеров с заслугами, и которые любимы нами по каким-то особенным ролям. Однако это далеко не повод, при разговоре о «Людях X», восхищаться Бейконом, который принес фильм все свои старые злодейские роли. И получается, как в ситуации с колесом, которое мы накачиваем старым качком, когда в быту давно распространены компрессоры. Но благо, что Бейкон не так вездесущ, как мог бы быть, а главные роли отыграны, что называется по первому классу. Да и центральные фигуранты перерождения эпопеи отрабатывают без оглядки на прошлые промахи и достижения коллег по цеху. Однако не подкачали и тылы, среди которых оказалось много талантов. Конечно, не за всеми интересно наблюдать, к примеру, так же, как за героем Фассбендера, однако героиня Дженнифер Лоуренс привносит свою каплю драматизма, а соратница Бейкона — Дженьюари Джонс, едва ли уступает кинематографическому покровителю. Собственно она — и есть настоящее зло, которое эволюционировало в головах зрителя. Почти так же, как справедливость Чарльза Ксавьера, чье поведение не без благородства и такта, однако живое и настоящее.

Интересно было бы знать, в какой последовательности была съемка эпизодов фильма, потому как только при таких результатах уместно говорить об особенности создания. Будоражащая сознание нацистская беспринципность и жесткость, вносит-таки определенную жесткость, на фоне которой некоторые последующие сцены воспринимаются лишь как для наполненности сюжета. В таких случаях уместно говорить либо о неуместном связывании рук режиссера, либо о воздействии на картину с какой-то третьей стороны, пусть и временами. Конечно, задав изначальный ритм, можно было бы с легкостью ожидать рейтинг «R» (не для маленьких зрителей), что для подобных картин бывает очень не часто, ну или, по крайней мере,  сравнения, отчасти, с Нолановской Бэтменианой, а уж это действительно вошло в ранг эталона. Но, недолго можно радоваться трешевой витальности происходящего, и больше всего «Люди X: Первый класс» похожи на безупречно отработанную планерку. Круто, стильно, со вкусом. Но только дальнейшие работы должны выглядеть как минимум так же, а как максимум — без проделанных огрех, причем больше в подаче, нежели самой истории. Однако говоря о работе Вона нужно говорить еще и как о работе  настоящих профессионалов, которые, как известно, и работают на уровне и уходят достойно. Такие примеры спин-оффов в пору называть удачным рождением франшизы, а по прошествии лет говорить как об удачных примерах воплощения идеи, ведь «Люди X» — в первую очередь идея, а уже во вторую — мутанты.

Оставить комментарий

|