«Особо опасен»

Режиссер: Тимур Бекмамбетов

Год: 2008

В ролях: Джеймс МакЭвой, Морган Фриман, Теренс Стэмп, Томас Кречман, Анджелина Джоли, Кристен Хаегер, Марк Уоррен, Дэвид О’Хара, Константин Хабенский

О фильме: Клерк Уэсли пытается делать все, чтобы хоть как-то спокойно жить в этом мире. Он готов прогибаться под обстоятельства жизни, не смотря на начальницу-тирана и на то, что его лучший друг спит с его подругой, которая ко всему еще и сама не ангел. Но все меняется после встречи с Фокс, таинственной спасительницей Уэсли, от пули киллера и приведшей его на ткацкую фабрику, где умудренный сединами мужчина рассказывает парню о тайном «Братстве ткачей». Под знаменами братства вырастает уже не одно поколение киллеров и новые «крестоносцы» поддерживают баланс сил в мире: убивая одного, они помогают тысячам. Уэсли будет предложено пройти обучение у лучших представителей Братства, после чего он может отомстить за убийство отца, ушедшего в мир иной с помощью пули некоего мистера Кросса.

Мнение: Мы все привыкли к тому, что в каждом фильме есть что-то экстраординарное, за что уже автоматически надо любить картину заочно, ну или хотя бы проявлять интерес. Конечно, все чаще по этой части выступает актерский ансамбль, а вот режиссер — это что-то такое, что — для продвинутых. Это как рецепт блюда, для людей, которые сначала дегустируют чужое. Однако бывает, что фильмы легко умещаются и в нескольких рамках сразу. «Особо опасен» — в первую очередь интернациональный проект по части кастинга, где наряду с МакЭвоем и Джоли можно наблюдать Константина Хабенского в одной из ролей и Сергея Безрукова в русском дубляже. Понятно, что ни один русский дубляж не обходится без русской и родной речи, вот только присутствие Безрукова за кадром здесь — все равно что присутствие его на площадке. И тут уж талант надо признать даже тем, кто считает, что актер излишне старается (может отсюда надо начинать вести беседу об истинных талантах?). Второй же момент не менее интересен. Мы любим говорить о великих достижениях своих граждан, когда эти достижения не совсем принадлежат отечеству. В боксе принято любить братьев Кличко, а вот в кино — Бекмамбетова. Хороший вопрос можно было бы поднять в случае полных провалов картин Тимура Нуруахитовича, однако человек сумел. Даже на чужом поле, под руководством буржуинов, которые таки знают толк в кино (ну раз мы в основной массе предпочитаем продавать глазки на зарубежных продуктах).

В кадре: новые будни молодого клерка Уэсли Гибсона. Роль за Джеймсом МакЭвоем

Конечно, нельзя не признать тот грустный факт, что временная заполненность звездой экранного времени прямопропорциональна популярности этой звезды, а мы то, в свою очередь, не очень патриотичны в своем выборе. Так что увидеть-то Костю Хабенского получится, а вот увидеть в Косте Хабенском — едва ли. Безусловно, перетянутое одеяло популярности зарубежных звезд ставит штамп и на стилистике всего происходящего. Помимо экстраординарного сценария (а такое в фильме увидишь далеко не каждый день) на зрителя выкладывают очередное виденье одинаковых будней неодинакового со всеми клерка (ну так того требует история). Видали, и не раз (имеется в виду сам контекст), а ощущение дежавю не ловим как раз из-за новых актеров в кадре. А вот так называемый взрыв из ничего состоялся при смешении нового старого с новым, в котором не обошлось без потерь и больше по части дубляжа. И вот разве что только тут вычерчивается яркий минус картины. Большинство диалогов крайне неуклюже адаптируются на родной язык. И где уж тут выразительный Безруков, баланс с которым при данных обстоятельствах совсем не возможен? Зачем нужен был такой двойной дисбаланс — решительно непонятно. В случае желания экспериментов надо признать, что следовало идти по давно проторенным дорожкам, благо в кадре есть и вечно-популярный Фриман и всевостребованная (на момент выхода фильма) Джоли. А уж эти мастодонты сделали бы свое. Ну и уж совсем не хочется здесь думать о потенциальном просвещении отечественного зрителя. Все равно — не получилось!

В кадре: наставник «братства ткачей» Слоан, в исполнении Моргана Фримана

Эра современного кино уже давно стала вращается как бешеное колесо, однако движение более ценно, как оказалось, по разным направлениям и каждый день мороженное — вкусно, но надоедает. Зритель избалован и хочется всего и сразу. Тут уж не до сиквелов, потенциальное отсутствие которого делает каждый экземпляр кинематографа ценней. Однако все это — лишь катализатор, который усилит именно то, что получится в финале. А у Бекмамбетова все-таки получилось. Сам фильм даст лишний раз возможность поговорить о режиссере как о личности, ведь некоторые моменты уж как-то подозрительно напоминают предыдущие. Но все сочнее и вкуснее. Понятно, что Голливуд и что зритель в принципе не прощает ошибок, однако соблюдая баланс между тем что хочешь, и тем что надо можно пройти как раз по той самой тропинке популярности (и естественно — к вершине). Баланс же из фатальной философии, положенной на неснижаемый градус экшена оказался вполне смотрибельным, хотя и жестковатым (если придираться к деталям). Но что есть одна человеческая душонка в контексте разговора о вселенском мироздании и что там до целого состава таких же душенок? Сложно оценивать с этической точки зрения, но вот в эпичности не откажешь. Хотя, если учесть алгоритм развития сюжета, то можно было бы удивляться, если бы не было того, что есть.

В кадре: соратница Уэсли - Фокс на тренировке. Роль Фокс за Анджелиной Джоли

Всякое кино бывает. И интересным, причем каждое по своей части и не интересным — тоже по каким-то отдельным моментам. Так вот «Особо опасен» не раз за все время проходит по крутым виражам, лавирую между рифами бурных оваций и полной неадекватности (взять, к примеру, появление в кадре чрезмерно отечественной продукции автопрома). Но самое главное, что то самое непонимание никоим образом не говорит о какой-то провальности. Соседские яблоки априори вкуснее и через данную призму родная антоновка вполне вкушаема. Может быть, дело в метафизике составляющих и в непривычном кровосмешении, а может быть в том, есть по настоящему талантливые люди (это не о Джоли, хотя никто и не собирался умалять ее достоинств) умеют всегда. Из всего вышесказанного получается, что Тимур Нуруахитович ярко и хлестко прорекламировал себя, выдержав собственную адаптацию на европейского зрителя и на российского, который так любит все европейское. А выводы из этого самые неутешительные. Получается, что российское кино в очередной раз прогнулось от невостребованости. Может быть дело в ментальности того что там, и того что здесь, но можно с уверенностью сказать, что дело совсем не в режиссере.

P.s.: Вот в качестве послесловия хочется добавить, что в свое время этот фильм обошел мое внимание как раз таки из-за участия там Джеймса МакЭвоя. И вот только спустя 3 года, правда, не бездумного ничегонеделания, удалось заделать брешь в принятии истинных талантов. Джеймс МакЭвой — наше новое кино, и если мы часто задаемся вопросом, кто придет на смену ушедшим российским актерам, то Голливуд, к всеобщему счастью, может не задаваться подобными вопросами.

Оставить комментарий

|