«13 район»

Режиссер: Пьер Морель

Год: 2004

В ролях: Сирил Раффаэлли, Давид Бель, Тони Д’Амарио, Биби Насери, Дани Вериссимо, Франсуа Шатто, Николя Вуарьон, Патрик Оливье, Самир Гесми, Жером Гаднье.

О фильме: 2010 год. Правительство возвело высокие стены между различными пригородами Парижа. В этих районах правят гангстерские группировки, наркомафия и прочие неприятные типы. Но однажды шалопаю из уличной банды и полицейскому – ассу восточных единоборств приходится объединиться, чтобы противостоять боссу мафии и обезвредить бомбу, которая вот-вот взорвется в 13-ом районе и уничтожит 2 миллиона человек.

Мнение: Если внимательно присмотреться, то буквально на каждом DVD с фильмом, а подчас и перед премьерой в кинотеатрах, стоит некоторое социальное обращение к гражданам определенной «весовой» категории. Речь идет о не рекомендуемых просмотрах «лицам не достигшим…». В принципе, довольно часто это все опускается, ибо рамки эти установлены по достаточно размытым критериям и расчесывание в лучшем случае проводится не слишком-то частым гребнем. Однако именно такая постановка вопроса может указать на другое. среди несметного количества новинок и просто хороших фильмов, можно выделить «кино для всех» и эдакий «артхаус». И если с возрастной категории в фильме про Колобка все понятно, то едва ли для всех людей будет экранизированное произведение с персонажем по имени Гейка (да простят меня за фривольность любители Гайдара). И все вышесказанное как нельзя лучше подходит и к «13 району», который вроде где-то и встречался (здесь имеется в виду схожесть картинки и наполненность фильма), а вроде и совсем новый. Однако возможно, что классическим совпадениям места тут не больше, чем чему-то новому и невиданному и при разборке придется затронуть не только режиссера, но и одного из сценаристов…

Но уж если и начинать «суд Линча», то непременно с зачинщика и виновника торжества (хотя и этот тезис достаточно скользкий). Режиссер фильма, Пьер Морель, казалось бы, сделал невозможное, дав вырасти на благодатной почве лишь сорнякам. Конечно, число «13» в названии взято не просто так, однако в фильме напрочь отсутствует трэш, который должен был являться не только продолжением названия, но и раскруткой грязи новой среды обитания. Вместо этого — лишь не двусмысленное заигрывание с жанром, происходящее на почве желания удовлетворить совершенно разным категориям любителей кино. Можно, конечно говорить о неком влиянии извне, но не настойчивая ли позиция и не умение пролоббировать свою версию называется настоящим профессионализмом. Конечно, эффект прежде всего достигается суммой составляющих, и перед Морелем стояла простая задача умножения, результат которой режиссер все таки решил получить путем сложения. Вместо говорящей атмосферности на первый план выставлена история, разбавленная ненужными факторами, а из эротики, все-таки, никогда не сделать порно.

Однако помимо режиссера, было еще кому наломать дров, и, к сожалению, наломали. Дело в том, что в сценаристах «13 района» значится Люк Бессон. И все бы ничего, однако, не каждому удается настолько виртуозно привнести в происходящее и свою режиссерскую наивность. Понятно, что каждый шедевр прекрасен по своему, однако современная Россия, например, не знает скульптора Никаса Сафронова, ну а фильм Мореля, в контексте вышесказанного — лишь как попытка создать нечто шедевральное. В сущности, можно было бы и не упоминать Бессона, если бы он, в далеком 2001, не отметился бы, на том же поприще сценариста, с фильмом «Ямакаси». Результат же можно воспринимать по-разному. И как создание чего-то нового, по старому шаблону, и как отдание чести шедевру (в своем роде). Однако больше всего подходит определение «танцев на костях». «Ямакаси» — вполне полноценный проект и хоть и был ориентирован на более сентиментальное поколение, однако ж, не выходил за рамки. «13 район», в свою очередь пытается самоутвердиться как в глазах старых, так и в глазах новых зрителей, не учитывая при этом реальной потребности зрителей. Тут в пору уже говорить не столько о непрофессионализме, сколько о неуважении к зрителю. И лишь как бонус к вышеупомянутой наивности стоит добавить то, что происходящее в фильме, как в 2010 году, почему-то напрочь лишено актуальности… Спустя каких-то 6 лет.

Единственное, к кому уж действительно сложно придраться — так это актерам, исполняющим главные роли. С такой игрой, как у них можно и забыть о придирках, ибо актерский тандем задает жару в паркуре (который не теряет своей актуальности и по сей день), не сбавляя заданный темп от начала и до конца. В сущности, Сирил Раффаэлли, Давид Бель вытягивают на себе провал из глобального, на более высокую ступень, однако сочетание некоторой наивности, присущей Бессону сделало отметку и на их протагонистах. Конечно, нет предела совершенству и с этой позиции актерам «помог» достаточно скомканный монтаж, не отразив всей красоты их трюков и лихачества. И сливки-то, в результате, хоть и собрали, а вот вкус до конца не ясен. И даже в случае точного попадания в шкуру своих персонажей, откат на неустойчивые позиции делают исполнители других ролей. Можно, конечно все записать на некоторую специфичность французского кино, но ведь упомянутые выше актеры реально стараются и им, к слову сказать, удается показать еще и реальность всего происходящего.

Лишь по одному критерию фильм отвечает высоким требованиям. И, по-видимому, этот момент признали и сами создатели фильма, пригласив на главные роли уже отметившихся актеров. Значит же все вышесказанное, что «13 район» — лишь прелюдия. Далее следует сиквел с хлестким подтекстом «Ультиматум», в названии. Однако взвесив все «за» и «против» и добравшись до оригинального фильма, стоит учитывать, что название для второго фильма — уже как ультиматум самим создателям. Первоначальная смотрибельность горем пополам отработана, однако такая постановка реально говорит о требовании что-то менять. И тут уж дело за Вами, смотреть, или не смотреть 🙂

Всего хорошего 🙂

Оставить комментарий

|