«Боец»

Режиссер: Дэвид О. Рассел

Год: 2011

В ролях: Кристиан Бейл, Марк Уолберг, Эми Адамс, Мелисса Лео, Джек МакДжи, Дендри Тэйлор, Бьянка Бакиджа, Бо Клири, Бэрри Эйс, Кевин ДеКости, Фрэнк Ренцулли

О фильме: Все свободное от работы время Микки Уорд проводит в спортзале, с завидной прилежностью отрабатывая хуки и апперкоты на боксерской груше и спарринг-партнерах. Его старший брат – Дики, когда-то побил на ринге самого Шугара Рэя, а значит, шансы на успех есть и у Микки. Делами Уорда заведует его мама, Элис, а Дики, ведущий неравный бой с наркотическими пристрастиями, всегда готов поделиться тактическими соображениями. Ситуация меняется, когда Микки знакомится с официанткой Шарлин. Влюбившись и осознав, что родные скорее используют его, нежели помогают в карьере, он решает порвать с семьей и уйти в свободное плавание. Получится ли?

Мнение: Искусство — на то и искусство, чтобы отразить что-то определенное, но не напрямую, а посредством чего-то. Вот, например у Вивальди «Времена года». В музыке. И вполне все оказалось возможным. А у Дэвида О. Рассела семейные отношения и ценности, протянутые через боксерскую тему и через прямое столкновение с джебами и апперкотами. И как оказалось, такой эксперимент не только возможен, он оказался вполне удачным. В сущности, не обещая ничего особенного зрителю в плане отражения боксерской действительности, режиссер показал только то, что хотел. Историю реального боксера, Микки Уорда, но несколько отодвинув на задний план все его победы и поражения, показав не только правду жизни, какой она может быть, но и задав при этом самому зрителю несколько вопросов. Не смотря на специфичность истории, вполне возможно поставить себя не только на место Микки, прочувствовав всю боль (душевную), но и посмотреть на возможный расклад событий, отвечая заранее на вопрос «Как бы поступил я?». Ибо ценность данной картины еще и в том, что это не просто нравоучительная басня о крохе сыне и извечным вопросом «что такое хорошо, и что такое плохо?», а подлинная история настоящих и ныне живущих людей. Возможно, все отражено не без прикрас, но таковы все фильмы, основанные на реальных событиях. По максимуму живые, и все равно не дающие цельной картинки.

В кадре: Братья Микки и Дики. Восходящая звезда и его тренер. Роль Микки за Марком Уолбергом (слева). роль Дики за Кристианом Бейлом (справа)

Реальности же в фильме каждому будет сполна и, к сожалению, принято хвалить работу гримеров и костюмеров в исторических фильмах, нежели в простых историях, как «Боец» О. Рассела. Историях о простых парнях с непростыми отношениями и внутренними конфликтами, которые отражены в образе жизни, включая и пьяниц с соседних улиц, и атмосферу родного дома, с облупленными стенами и дешевой краской на стенах домов, и дешевую бесформенную одежду, которая продолжает таки сидеть бесформенно даже на выточенных телах спортсменов. В такой атмосфере, с художественной точки зрения игра актеров может быть поставлена на второй план, ибо атмосфера подчас действительно очень важна, ну а в истории, основанной на реальных событиях и подавно. Однако «Боец» не тот случай, когда актеры лишь дотягивают до сценария. Задействованные в фильме Уолберг и Бейл в действительности демонстрируют отношения старшего и младшего брата, а о их любви к собственной семье обычно выходят передачи (не в прайм-тайм), с подтекстом удивительное рядом. Что же касается лично Бейла, то теперь есть основания, даже у тех, кто был против этого актера, считать его актером с большой буквы. Это не просто актер, исполняющий роль наркомана и специально похудевший для этой роли. К новому образу добавлены и все выходки настоящих наркоманов, среди которых ломка воспринимается скорее как что-то обычное. Жизнь героя Кристиана Бейла, по имени Дик, реально гниет и разлагается на глазах зрителя. И это, возможно как раз благодаря блестящей игре Бейла, отчасти затмевает игру Уолберга, жизнь которого все-таки вынесена на передний план, но несколько задвинута по другим кино-параметрам.

Вообще весь фильм — скорее вершина творчества для неглавных актеров. И тут в центре не один Бейл. Славы хватило на всех, включая  и Джека МакДжи и Эми Адамс, которым, к сожалению, не как другим знать, что такое роль второго плана, ибо такое амплуа застолблено за ними и кажется навечно. Парадокс же все-таки в том, что в «Бойце» хочется смотреть на то, что демонстрируют эти актеры и их роль действительно важна, как маленький кусочек пазла для целой картинки. Конечно, пазлы в «Бойце», разной величины, но целой картины не получится даже без маленькой частички. Возможно, виноват в этом отчасти и Уолберг, исполняющий роль Микки Уорда, в некоторых моментах недостаточно натянувший одеяло на себя, однако, скорее всего, виной всему некоторая специфичность рассказа, отражение одного, посредством другого. И как раз для такой постановки важен момент разговора со зрителем.

В кадре: Микки, в исполнении Марка Уолберга и его девушка, в исполнении Эми Адамс

Разговор же со зрителем ведется на разные темы. И о наркотиках, которые разрушают жизнь (и что воспето, если такое слово уместно, ни единожды) и об отношениях, как личных, так и внутри семьи. В какой-то момент все это замешивается в серьезную кашу, где каждая из сторон жизни микки Уорда буквально перетягивает его на себя, олицетворяя собой стаю ворон, разрывающих тело главного героя на куски. Результат же такого внутреннего конфликта главного героя метафорически переносится на все удары судьбы по реальному лицу, а иногда и по рукам, ломая то, чем в прямо смысле можно заработать на жизнь в небогатом городишке. Безусловно, идя на «Бойца» с контекстом реальной истории нужно ожидать встречу с некоторой скукой, обеспеченной скомканостью в некоторых частях сюжета. Со стороны зрителя такой подход в режиссерской работе напоминает скорее несвязанный рассказ тех, кто пережил все это, но ведь никто сейчас не настаивает на подлинности и гладкости рассказа. Так что по правде жизни, режиссер ответил, включив в качестве бонуса в титрах видео с реальными Микки и Диком, и только там, где это нужно (в разговоре о семейных ценностях). А в плане бокса — картину пусть оценивают другие, вот только адекватность реально показанного в этом случае может быть размыта.

Что до картины в целом, то конечно, это — шаблон, не смотря на весь индивидуализм. Шаблон по части алгоритма развития событий. Сначала все ровно и обычно, затем потрясения. Дальше идет восстановление и как следствие — победа. Если же говорить о фильме О. Рассела как об индивидуальном продукте, то здесь по части интриги дело обстоит вообще худо. Конечно, все легко предугадывается, но выбирая «Бойца» для просмотра нужно понимать что мир боксера — здесь лишь перчатки (в фигуральном смысле), когда победа достигается в первую очередь мастерством и техникой исполнения, за которую в фильме по полной отчитались и актеры и режиссер.

P.s.: Вообще, в качестве новой публикации должна была быть рецензия на фильм «Мне бы в небо», однако с ней придется подождать. Немного. Выйдет же она в самое ближайшее время, ибо находится в разработке. Так же, будет внеплановое обновление уже существующей публикации «Афиша (март 2011)». Мной будет анонсирован еще один фильм, который так же выходит в марте и который так же заслуживает внимания, но — всему свое время.

Оставить комментарий

|