«Сатисфакция»

Режиссер: Анна Матисон

Год: 2011

В ролях: Денис Бургазлиев, Евгений Гришковец, Анастасия Шинкарева, Александр Братенков, Евгений Солонинкин, Юрий Базилев, Игорь Чирва

О фильме: Александр, крупный бизнесмен и влиятельный человек в своем городе, после напряженного рабочего дня везет своего друга и помощника Дмитрия в ресторан. Но к удивлению Дмитрия,  там их не ждут ни деловые партнеры, ни друзья — в помещении вообще нет посетителей. Мужчинам придется провести время в компании молчаливых официантов и многочисленных бутылок с содержимым различной крепости. Когда дверь запирается изнутри, у двух героев на выяснение отношений остается целая ночь.

Мнение (о первом фильме, просмотренном в новом году)Еще каких-то полгода- год назад тема мужских разговоров в кинематографе казалась чем-то сакральным. На это было интересно посмотреть и это в какой-то степени дали зрителю. И неважно, в принципе, что все было пропущено сквозь призму юмора и что детище принадлежало «Квартету И». Важно, скорее, само существование этой темы. Вот только у Анны Матисон в соавторстве с Евгением Гришковцом оказалось свое виденье этой ситуации. И пусть разговоры по большей части ведутся на общие темы, а не просто мужские и узкоспециализированные.  В «Сатисфакции» просто показан уже знакомый мир со слегка кривым отражением. Правда, кривизна эта не ввиду употребляемого алкоголя и, как следствие, состояния главных героев, а ввиду их образа жизни и денег — как нового образа жизни, которые все-таки оставляют свой след. И в первую очередь- на восприятии.

В кадре: та самая сатисфакция, ради которой собрались актеры на съемочной площадке и зрители в зале кинотеатров

Что же касается этого самого восприятия, то за основу взяты уже не чуждые простым смертным образы эдаких богатеев. Точнее, богатей как таковой — всего один, а вот второй образ — партнер и друг этого богатея. Надо сказать, что «Сатисфакция» вообще максимально наполнена индивидуальными образами, начиная все от того же друга Димы и заканчивая продавщицей в ювелирном магазине. И если подходить к просмотру фильма с общей позиции, ну, как к энциклопедии, то ничего не получится. Свои правила жизни, свой характер, и вот оттуда и рождается объяснение всего остального. Того, что является предметом самой настоящей сатисфакции.

Говоря же о фильме Анны Матисон, фактически и наконец-то можно понять, какое оно, русское кино. Конечно, оно все то же, на которое не хочет ходить среднестатистический зритель, потому что такой фильм не похож на пережеванную жвачку, которую насильно положили в рот за неимением ничего лучшего. Но такой фильм не похож и на весь остальной российский кинематограф. Появление же такого творения, возможно, было бы счесть за очередной праздник при максимальной комедийной составляющей, вот только весь юмор в фильме используется лишь как приправа, и на экране за всей этой игрой не происходит ничего веселого. Интересно ли это — совсем другой вопрос, но если реальный фильм ужаса должен походить на визит к хирургу, то «Сатисфакция» в этом случае сравнима с просмотром интеллектуальной передачи с присказкой «на ночь глядя». Всем понятно, чего ждать от такой передачи, и удовольствие будет получено вне зависимости от выбранной темы.

Удовольствие же от фильма достигается не за счет одного Гришковца, который своим именем сделает то, что должен сделать. Вся соль — в выбранной постановке и в выбранных темах, таких обычных и знакомых каждому, ведь если не каждый говорил с кем-то на тему детей, страсти, преданности или мороженного, то уж точно у каждого имеется свое мнение по этому поводу. Однако все это реальная жизнь, вывернутая в фильме, а зрителю, между прочим, будет дан полет для мысли и в художественной составляющей. Ведь одно дело, когда дуэль реальна и красива, несмотря на выпотрошенные тела дуэлянтов, и совсем другое, когда от этой же самой дуэли оставили только название, выпотрошив не только всю романтику окровавленных ран, но и принеся все то, что было чуждым в средние века. Однако все это даже не эволюция, а просто — фантазия. А реальную фантазию отличает еще и полная непредсказуемость сюжета. Конечно, не стоит ожидать взрыва там, где его не должно быть, однако непредсказуемость выражается не только в экшн-постановках. В случае же с «Сатисфакцией» непредсказуемость можно ожидать с самого начала, ибо такое построение сюжета ведет зрителя за собой неизвестно куда, и понравится ли такой ход Вам, можно узнать только в конце фильма.

В кадре: насатисфакченный друг и партнер Александра — Дима, в исполнении Дениса Бургазлиева

Говоря о провальности некоторых жанров в кинематографе, очень просто перечислить причины этого самого провала. Это могут быть и недостаточные спецэффекты, и неправдоподобная игра актеров. Можно и в сюжетной составляющей найти провисания. В случае выхода в кинопрокат «Сатисфакции» можно говорить только о провале ввиду непринятия аудиторией. Такие фильмы просто не принято снимать, потому что они не собирают полных залов и не гарантируют срыв кассы. В таких фильмах сложно говорить об актерском составе, ведь он блещет на экране с такой же частотой, с какой блещет сам жанр. Но, несмотря на все это, такие фильмы всегда будут, как праздник, ибо просмотр таких фильмов, во-первых, гарантирует 100% попадание в атмосферу знакомого, а во-вторых — 100% попадание в атмосферу знакомых, которые пришли на такое кино вместе с тобой. И дело даже не в Гришковце, который может быть кому-то знаком, а кому-то нет. Дело в жажде. Искусства. Которого, к слову сказать, здесь с лихвой.

Один комментарий на “«Сатисфакция»”

  • kim:

    Хороший фильм, всегда любил и восхищался творчеством Гришковца, молодец! На спектакли всегда его по возможности стараюсь ходить, очень здорово, рассказы его постоянно читаю и перечитываю, послежнее вот рассказ, который он посвятил водке. так здорово написано, что действительно можно сказать, что талант не пропьешь…

Оставить комментарий

|