«Нам песня строить и жить помогает!»

Уже ни для кого не секрет, что о юморе можно говорить, не имея этого самого чувства юмора, и вопрос настолько сам по себе скользкий, что сводится к простому принципу — «собрались, поговорили, разошлись». И как был прав Борис Берман в одной из передач «На ночь глядя», сказав:»Говорить о юморе — вообще не смешная штука». Вот по такой же аналогии сегодня будем говорить о музыке. По аналогии, ну потому что я, в качестве автора этой публикации, не имею музыкального образования, ну а из тех, кто имеет и находиться рядом — не хочет писать. Вот и приходится обходиться малыми средствами, и, обливаясь потом и кровью, выдавать что-то такое, что достойно внимания. И, кстати сказать, вопрос то действительно серьезный и стоит внимания, ну а уж нужно ли это самое музыкальное образование, при анализе музыки как кинематографической составляющей — решать вам.

Теперь же, о главном. О том, какая она бывает? Музыка. Там. В кино. Есть музыка — как главная тема фильма. И тут скорее идет уже вопрос жанра. Всевозможные мюзиклы и фильмы, которые почему-то кажутся бродвейскими постановками пестрят сначала действием, но уже к середине первого же эпизода понимаешь,

Кадр из фильма База Лурманна "Мулен Руж"

Кадр из фильма Валерия Тодоровского "Стиляги"

что главное то скорее музыка, а не вся та мишура, в которую окутали картину создатели. Под мишурой же, естественно, нужно уже понимать возможную драматическую канву, или комедийный наполнитель. Самое же интересное, это результат, ибо сам по себе, такой жанр как мюзикл редко почитаем (при условии выхода на цифровых носителях или трансляции на телевидении), но вот если к нему подобрать еще и неудачную музыку, то тут не воздержится от комментариев даже самый молчаливый критик. В случае же успеха, в таком жанре, из хвалебных од достанется лишь кусочек, который лишь подчеркнет прелесть всего происходящего.

Но это мюзикл, и есть другая сторона. Есть музыка как сопровождение и сопровождение идет уже как для индивидуальных персонажей, так и для центральных сцен. Если сложно представить, то возьмите, например все тот же «Темный рыцарь», режиссера Кристофера Нолана. Возможно это прошло мимо вас, но рекомендую обратить на это внимание при следующих просмотрах фильма. Главный злодей очередной части про Готэмского хранителя Бэтмана, Джокер, на протяжении всего фильма несет с собой и определенную музыку. Музыка, которая — как он. Так же на пределе и так же манит какой-то отвратительностью. Четкое и нервное подергивание чем-то смычковым (а я предупреждал, что я без музыкального образования) предваряет появление Джокера и наполняет всю обстановку хаосом. И там же музыка служит указателем на то, что в сцене присутствует этот персонаж.

Кадр из фильма "Темный рыцарь". В кадре злодей Джокер, в исполнении Хита Леджера

Сказав же о музыке как о сопровождении героев, тут же стоит сказать о ней, как об оболочке некоторых сцен. Проще меня будет понять поклонникам фильма «Пила». И если вам довелось видеть хотя бы одну из частей этой эпопеи, то Вам наверняка не чужда музыка, написанная Чарли Клузером. Эта музыка звучит лишь в развязке сюжета (сейчас опустим разговор о том, что некоторые люди считают данную франшизу тупой резней) и так же присутствует в заключительной (?) части фильма. Для тех же, кто заинтересовался всерьез, могу сказать только о названии. В первой части фильма, режиссером которой являлся Джеймс Ван, эта песня значилась в трек листе как «Hello, Zepp». И так же как и в предыдущем примере, музыка, является лишь дополнением. Но говоря о таких дополнениях, с кем-либо, можно прослыть матерым киноведом. Ведь не каждый человек обращает внимание на игру актеров, и что там до музыки. Исключением разве что может служить «Реквием по мечте». Тот случай, когда одна составляющая превзошла по результату целый результат. Конечно, можно сколько угодно спорить о качестве этого фильма, но лично мне попадалось больше людей, которые говорили о музыке, написанной Клинтом Мэнселлом, нежели о фильме, снятом Дарреном Аронофски.

Однако все это уже идет настоящий профессионализм. Музыке по настоящему стали уделять большое внимание и даже для таких картин как «Обитель зла» музыка пишется специально. Вспомните, к примеру, эффектное появление спецназа в первой части франшизы. Конечно, можно было так же по аналогии, как и с группой Slipknot (трек «my plague») , просто взять какой-либо оригинал песни Мэрлина Мэнсона. Но именно для этого (!) фильма именно этот человек (!) писал саундтрек. Но я опять отвлекся, а ведь достаточно вспомнить такой фильм, как «9 с половиной недель», все песни к которому, ни что иное, как индивидуальные произведения, уже существовавшие к моменту съемок фильма.

Кадр из фильма "Питер ФМ", режиссера Оксаны Бычковой

В итоге же получается, что музыка не что иное как, приправа, которая может сделать блюдо либо идеальным, либо испортить его. А бывает и так, что чувствуются только специи. Можно так же говорить о качестве музыки, как таковой, что например некоторые фильмы российского производства плохи как раз тем, что и саундтрек там тоже российского производства. Тут же можно и приплести извечные «плохому танцору и …». Но почему-то никто не говорит о качестве российской музыки в случае успешной картины. Возьмите хоть «Питер ФМ» 2006 года, хоть «О чем говорят мужчины» 2010. Да те же шедевры Леонида Гайдая мало у кого вызывают вопросы, по крайней мере, в плане музыкального сопровождения.

Обращаете ли вы внимание на музыку в фильмах — другой вопрос. Но вот сейчас, на секунду, стоит посмотреть на другое. В то время, как среднестатистический зритель все чаще ругает российских производителей, даже не беря в расчет музыку, где-то за океаном существует целый сегмент музыкального рынка, на котором успешно продаются и выпускаются диски с записями музыки из фильма. Конечно, можно кричать до потери пульса об оголделом капитализме, но почему бы, не начать исправляться хотя бы в таком направлении? Уверен, что многие бы более снисходительно отнеслись бы к «Стритрейсерам» Олега Фесенко. Но почему-то через понятие жалкое подобие прошел и саундтрек к этому фильму.

Любите ли вы музыку из фильмов? Как люблю ее я? Уверен, что не каждый даже задумывался над этим вопросом. Однако музыка, тем более сейчас, уже настоящая составляющая фильма, и поверьте, что можно любить фильмы за игру актеров, толком не понимая, что особенного в том, что кто-то может изобразить чемодан. И можно любить музыку к фильмам, не имея музыкального образования. И можно любить музыку к фильмам, оценивая с таким же пристрастием, как всю постановку.

Оставить комментарий

|