«Море Солтона»

Режиссер: Ди Джей Карузо

Год: 2002

В ролях: Вэл Килмер, Винсент Д`Онофрио, Адам Голдберг, Луис Гузман, Дуг Хатчинсон, Энтони ЛаПалья, Глен Эрл Пламмер, Питер Сарсгаард, Дебора Кара Ангер, Чандра Уэст.

О фильме: Жизнь джазового музыканта Дэнни Паркера меняется раз и навсегда, когда его горячо любимая жена погибает от рук банды налетчиков. Дэнни, после произошедшего, теряется в мрачных закоулках Лос-Анджелеса с единственной целью – отомстить. Для этого он погружается в безумный мир криминала и наркотиков, прикинувшись тайным наркодельцом и быстро внедрившись в новую обстановку. Теперь в призрачном мире Дэнни все вокруг (включая самого Дэнни) не такое, каким кажется.

Мнение: Игра со смешением жанров редко проходит удачно, и даже такая новинка как драммедия по факту является скорее чем-то одним, нежели продуктом, способным угодить разношерстной аудитории. Однако режиссеры никогда не устанут экспериментировать и продолжают, переодически, почивать зрителей новым коктейлем, подчас ставя в приоритет саму мешанину, а не ее содержание. Ну и все вышесказанное можно смело отнести к фильму «Море Солтона», хотя эксперимент достаточно смелый и неординарный, ввиду содержательной части. В сущности, фильму Ди Джея Карузо не может быть вынесена адекватная оценка, ибо это и комедия, и драма и триллер. В целом смотреть можно, временами приятно, ну а иногда — тоскливо, хотя… Если таким образом в фильме отражена вся многогранность характера главного героя, то все нападки отпадают сами собой. Ну и теперь стоит пройтись отдельно по жанрам, что в свою очередь является крайне неблагодарным делом, как и отдельный разговор о комедиях.

По части юмора за фильм отвечает подистория о наркотиках в целом и о том, какую роль они могут играть в современном обществе. Что до последнего, то оно наглядно показано с разных сторон и на разных людях. Наркоманы в фильме — как отдельная каста, подразделяющихся на тех, кто «в теме» из-за душевных проблем, от безделья, ради развлечения, и ради бизнеса. В сущности можно даже отбросить тему наркотиков, и получится такой же фильм с определенным сюжетом, однако дынная сторона жизни привносит в фильм некую яркость и динамику, затрагивающую многих персонажей по части поведения. Яркость, правдивость и не отталкивающая реалистичность. То же, что, по сути, можно было видеть в набившем оскомину в рецензиях, «Реквиеме по мечте», но увидеть не представилось возможным.

Драма же в фильме идет и отдельным подтекстом и как особенная канва. С драматического диалога начинается фильм, а атмосфера вокруг, так же с самого начала, располагает зрителя как к разговору по душам. Главный герой обращается к зрителю посредством риторических вопросов, и именно такая составляющая затягивает вглубь событий, в попытках получить ответы на все заданные вопросы. Результат же — как путешествие вглубь кроличьей норы у Кэрролла, а именно — масса новых загадок и ни одного ответа на поставленные вопросы. Спасает, пожалуй, опять же только красота. И в первую очередь это яркость картинки, диссонирующая с реальностью забытых надеждой на лучшее трущоб.

Что же до такого жанра как триллер, то все опять происходит как отдельный фильм все с теми же героями, и Вэлом Килмером, который как будто решает отказаться от надиктованной сценарием роли и выдает что-то новое. И опять происходит тот же самый фокус, что и с предыдущими видениями картины. По части жанра нет полного раскрытия, ну а увязка с реальным происходящим происходит только благодаря закадровому монологу главного героя. Триллер в «Море Солтона», к слову сказать, появляется не единожды. Но в первый раз, при определенных условиях это смотрится как реальный ужас. Потеря любимого человека — это трагедия, с которой, пожалуй, ни что и никогда не сравнится по остроте боли. Это не перелом руки, который похож отчасти на перелом другой конечности в прошлом. И ужас, связанный с потерей любимого человека своего рода заноза на всю жизнь. Кто-то выбирает спокойную жизнь, пытаясь забыть прошлое, а кто-то встает на путь мщения. Отчасти непонятный и не дающий адекватной оценки. Вот на таком то переломе и происходит второе явление триллера. Упомянутый выше мир наркоманов раскрывает сполна другие стороны и показывает весь ужас, который готов сожрать, в буквальном смысле, всех тех кто попадает в этот новый мир. Это не та забавная картинка, что была показана в начале фильма, хотя и в самой завязке будет место для смерти. Но, то что начинает твориться в финале сродни разве что кровавой бойне, замешанной на наркотическом угаре.

Конечно, в фильме есть и свои «за» и свои «против». Визуализация всего происходящего подчас более интенсивно бьет по зрителю, нежели возможные переживания по поводу происходящего. Можно это списывать и на отражение разносторонности поведения главного героя и на его внутренние переживания, но больше всего это похоже на технический промах по части режиссуры. Ни один из обозначенных выше под жанров не делает полный цикл и все режиссерские ухищрения похожи скорее на метания в поисках творческой истины, а не на желание уместить в картине и сюжет для любителей попкорна и тех, кто на дух не переносит этот продукт (сведение к попкорну лишь как вариант аллегории в плане подхода к просмотру фильмов). И как результат, «Море Солтона» если и являет собой историю, то не такую, что начинается со слов «В некотором городе N…», а ту, которая начинает повествование с «Жили-были…». Все просто, и никакого пост просмотренного душевного травматизма. И даже не смотря на переодически появляющийся жесткач, в пору припомнить слова из песни А.Макаревича «Однажды мир прогнется под нас»:

И жизнь его похожа на фруктовый кефир - Видал я и такое не раз...

Но не стоит судить за такую постановку режиссера, ибо если уж казнить, то стоит выбирать пример ярче, и уж действительно тот, который стоит поругать. С другой же стороны, это и есть то, чего не хватает «Морю Солтона». Ибо завести разговор о фильме можно, как об отдельной составляющей, будь то актеры, шутки, или картинка. Но вряд ли Вам доведется стать участником разговора об этом фильме, как о картине, достойной места в Вашей фильмотеке.

Оставить комментарий

|