«Криминальное чтиво»

Режиссер: Квентин Тарантино

Год: 1994

В ролях: Джон Траволта, Ума Турман, Сэмюэль Л. Джексон, Аманда Пламмер, Эрик Штольц, Брюс Уиллис, Винг Реймс, Тим Рот, Розанна Аркетт, Стив Бушеми, Кристофер Уокен, Харви Кейтель

О фильме: Сборник мини новелл, повествующих о неком Бутче Кулидже, боксере, решившим урвать куш из-под носа самого Марселласа Уоллеса. Разгневанный Марселлас не заставляет долго ждать, и вот уже два штатных головореза, Винсент и Джулс, занялись судьбой наглеца. У этих парней обычно полно работы, но они ВСЁ и ВСЕГДА доводят до конца, тем более, если имеет место быть приказ босса. Самодовольный боксер, теоретически был уже решенным вопросом, однако ряд обстоятельств в один день кардинально меняет ход событий.

Мнение: Индивидуальность, неординарность и особые условия. Все эти эпитеты можно нагора выдавать в сторону всех Тарантиновских кинопроизведений. Однако гением человек зовется не только когда изучил предмет досконально, а когда принес что-то от себя. И дело даже не в сценарии и манере подачи истории (хотя разговор пойдет и об этом), а в том, что индивидуальностью и неординарностью обладает каждый герой фильма. Это, кстати, особенно точно видно в «Криминальном чтиве», ибо в фильме нет главных героев, а за центральную тему взята криминальная жизнь и сумасшедший вертеп обстоятельств. Но нельзя проявлять однобокость при обсуждении фильма от Тарантино, т.к. он не сделал таким свой фильм, ну а не выполнять данное условие — не что иное, как грубейшая ошибка.

В кадре: головорезы Марселласа Уоллеса. Винсент, в исполнении Джона Траволты, слева, и Джулс, в исполнении Сэмюэля Л. Джексона, справа

В «Криминальном чтиве» важна персонализация героев. Особенный боксер Бутч, особенные гангстеры Джулс и Винсент, и особенный криминальный босс Марселлас Уоллес могут быть только у такого режиссера как Тарантино. Может быть изначально во всем «виноваты» причуды мэтра, однако на деле, каждый сантиметр кинополотна выверен с невероятной точностью и криминальный босс такой только ввиду существования других экстраординарных героев, ведь короля, в этом случае, делает свита, не так ли? И так, собственно, во всем, начиная от характера героев и заканчивая прочими деталями, и при этом зритель ровным счетом увидит только то, что захочет увидеть сам, т.к. «Криминальное чтиво» не фигурирует как притча или что-то в этом роде. Есть ли реальный подтекст у фильма — интересный и сложный вопрос, но к счастью это как раз тот случай, когда подтекст можно не только не разгадывать, но и напрочь забыть о нем.

И вот теперь самое время вернуться к особенности подачи картины. Эффект некоторой неполноценности из-за разделения фильма на части и перепутывания красив только впервые и приступая к очередному просмотру на это едва ли обращаешь внимание. Однако эффект, достигнутый таким приемом потрясающ. Знание зрителя, к финальной сцене, что же случится со всеми героями в будущем — своего рода как работа над ошибками поведения героев, которая обязательно дает толчок к размышлению о том, что же все-таки будет дальше, не смотря на некую определенность, и что было бы, если бы было чуть по-другому. Но соль фильма не в этом, а значит, в этом случае Вам предоставят гигантский простор для фантазий.

И вся эта нереальная кухня замешана не только на интернациональном юморе, но и на индивидуальных ситуациях. Фильм в буквальном смысле изобилует фактами, которые должны были провести картину по грани между овациями и полным аутом, но почему-то аут, как таковой вообще не замечаем. Диалоги и монологи фильма – своего рода ликбез по жизни и, глядя на героев фильма, ни разу не всплывает тень сомнения, что подобное поведение и ситуации не могли быть. Но не стоит забывать о названии, и если ликбез, как таковой, присутствует, то лишь по тем сторонам жизни, которые едва ли встретишь, выключив DVD с фильмом и выйдя на улицу. Герои фильма сталкиваются с ограблениями, налетами, передозировкой наркотиков и грязной игрой на тотализаторе, но «Криминальное чтиво» – в первую очередь «как», а не «что?». Ну а некоторые сцены фильма стали культовыми, а танец героя Джона Траволты с героиней Умы Турман подчас воспроизводим даже теми людьми, которые не видели фильма.

В кадре: герой Тима Рота и героиня Аманды Пламмер грабят ресторанчик средь белого дня

Но есть во всей этой гениальности и минус, хотя и относительный. Судите сами. Те кто смотрел фильм и те кто рекомендует этот фильм говорят о «Криминальном чтиве» лишь как о фильме несравненного Тарантино. И очень мало слов, слов похвалы, вокруг самих актеров. И то ли это проклятие, то ли крест, но ни о Джоне Траволте, ни  Брюсе Уиллисе, ни о Сэмюэле Л. Джексоне, Харви Кейтеле и прочих актерах не говорят, как об актерах, снявшихся в «Криминальном чтиве». Хорошо это, или плохо — судить уж точно не нам, однако интересен ответ на вопрос, что же такое профессионализм? Умение повести за собой зрителя, или умение раскрывать актеров только для своих проектов, не затмевая своего проекта? В любом случае — задуманный когда-то проект был удачно реализован, а гриф Тарантино если и имя, то уже вполне нарицательное и характеризующее настоящий талант и гарантирующее настоящее качество.

Оставить комментарий

|