«Туда и обратно». Сказ о Питере Джексоне

Режиссер Питер Джексон

Весь вертеп вокруг Джексона и его намерениями/планами снимать предысторию экранизированной им же трилогии «Властелин колец» в пору называть проклятием хоббитов. Однако стоит копнуть глубже и все становится на свои места, но без разговора о непростой режиссерской судьбе и будущего проекта не обойтись. Сегодня я постараюсь заострить внимание на тех вещах, которые упускаются из виду при подготовке новостей о Джексоне и «Хоббите». А для начала предлагаю вспомнить, с чего все началось…

Режиссерская карьера Питера Джексона стартовала аж в далеком 1976 году, однако вряд ли кто может сходу назвать хотя бы некоторые фильмы режиссера до его постановки трилогии «Властелин колец». Может быть дело  в мастерстве, а может быть в том, что фильмы с названиями «Страшилы» и «Живая мертвечина» заранее обречены. Вот только судить о мастерстве, не будучи режиссером — совсем неблагодарное дело, а развести болтологию на аналогиях, в качестве игры с фактами и реалиями — можно. В 2001 году в прокат выходит первая часть трилогии «Властелин колец». Фильм — прорыв, ибо воссоздать за 93 млн. $ новую вселенную, которую когда-то подарил людям Джон Рональд Руэл Толкин (автор книг «Хоббит», и книжной трилогии «Властелин колец») сможет не каждый. И дело даже не в какой-то звездности состава, коих, к слову сказать, хватает в фильме, и к обсуждению которых мы еще вернемся. Достаточно вспомнить, для сравнения, фильмы с похожими бюджетами. «Годзилла» Роланда Эммериха (130 млн.$), «Человек Паук» Сэма Рейми (139 млн.$), «Джонни Д. Майкла Манна» (100 млн.$). Перечислять можно долго, однако разговор сейчас не о провалах, а о достижениях и о том, как они сыграют на будущем кинематографа. Воссоздав когда-то мир фэнтези, для зрителя, Джексон обеспечил себе репутацию, которую подтверждал потом дальнейшими продолжениями трилогии. Такие маститые актеры как Орландо Блум, Шон Бин, Кейт Бланшетт, Ян Маккелен и многие другие «плясали» под превосходную мелодию дудки Джексона и кроме успеха самой франшизы все новостные ленты стали следить и за самим Джексоном. За тем, чьи фильмы до 2001 года по количеству просмотров едва ли дотягивали до количества просмотров трейлеров к новым похождениям хоббитов, эльфов, гномов и орков. Однако то, что произошло дальше — ничто иное как подмена понятий.

В 2005 году на экраны выходит «Кинг Конг», а постеры и всевозможные промо-ролики сцентрированы на Питере Джексоне, как создателе трилогии «Властелин колец». Бюджет нового фильма с лихвой покрывает затраты на любые две части трилогии о мире фэнтези, однако никто не говорит о Джексоне как о гениальном постановщике. Не смотря на почти стопроцентный удачный рецепт создания шедевра, т.е. постановка знакомой всем истории со знакомыми персонажами, фильм вышел только на окупаемость. И после затяжного перерыва, относительно выстреливающих фэнтезийных историй, в 2009 году Джексон выдает «Милые кости». Фильм, который скорее как откат к предыдущим работам, и который если и можно было сравнивать с работами мастера после 2000 года, то только по части визуализации. В остальном же не получилось какого-то «Ах!», а все возможные эпитеты и восторги зритель запрятал до премьеры фильма «Хоббит».

Естественно, постановка такого фильма, сулит огромный куш компании производителю и как же не пригласить на постановку человека, который уже создал мир фэнтези на экране? Интерес же к постановке разгорелся еще и в виду уламывания самого режиссера на постановку, которая с самого начала должна была идти в паре с Гильермо Дель Торо. Однако ко всеобщему заочному ликованию остался только один режиссер и это — Питер Джексон. Вот только не избалуют ли такие ликования самого режиссера и не стоит ли прибрать тот кредит доверия, который был выдан режиссеру? Бюджет новой картины колоссален, готов покрыть всю трилогию «Властелин колец» разом, а новое творение уже заочно сфокусировано, как дилогия.

Однако разговор заведен этот не для перечисления капитала нового фильма и не для хвалы/посрамления прошлых работ режиссера. Кинематограф — жестокая штука, которая подчас не поддается никакому заочному анализу. В топы премьер подчас попадают картины, которым сулили провал, а те, которые должны были собрать кассу едва ли окупаются (ярким примером служит фильм «Терминатор 4: Да придет спаситель»). Так есть ли смысл в том, чтобы не сбивать дыхание, и продолжать по сути начатое, вместо того, чтобы сделать новый вдох и рывок? В лучшем случае получится лишь Джексон помноженный на два, ведь среди того что выступает «за» нынешнего режиссера только блестящая постановка «Властелина колец» и ни один из последующих фильмов не отвечает заданному темпу. Хочется же, тем не менее, в первую очередь кино, а кинематограф знает удачные перезапуски франшиз. Возьмем того же самого Джеймса Бонда. Но где успех, там и провал, а такая флуктуация не всегда радует. Вот и остается, разве что сказать в адрес Джексона «Поживем — увидим», а не кричать «Ах!», «Браво!» и «Бис!». Но я желаю режиссеру только удачи, ибо, как любитель кино, а отчасти и критик жду только хорошего…

Оставить комментарий

|