«Враг государства номер 1»

Режиссер: Жан-Франсуа Рише

Год: 2008

В ролях: Венсан Кассель, Жерар Депардье, Элена Анайа,Рой Дюпуа, Сесиль Де Франс, Жиль Лелуш, Шон Жерардо, Флоранс Томассен, Мишель Душессо, Майриам Бойер

О фильме: Первая часть истории Жака Мерина, знаменитого французского гангстера, который в 70-е годы был настоящим врагом государства №1. В течение почти двух десятков лет Жак Мерин, выходец из благополучной буржуазной семьи, организовывал и принимал участие в многочисленных вооруженных налетах на французские банки с редкими перерывами на тюремные отсидки, пока, наконец, не был схвачен канадской полицией во время очередного ограбления.

Небольшая ремарка перед очередным сеансом болтологии. Картина режиссера Жана-Франсуа Рише «Враг государства №1» является первой частью дилогии о гангстере Жаке Мерине. В данной рецензии будет так же затронут и второй фильм, который называется «Враг государства №1: Легенда». Оба фильма вышли в прокат одновременно, и полнота истории может быть достигнута только просмотром обеих картин, хотя…

Мнение: Извечная тема бандитов, пожалуй, более интересна, чем история любви. Ну а если ко всему еще и присовокупить слова «основано на реальных событиях», то график «шансы на успех» неумолимо растет вверх. Вот и получается, что режиссер, Жан-Франсуа Рише, выбрал для постановки идеальную формулу. Однако забыл при этом учесть, что кроме знаний важен еще и опыт, по части пользования формулой. И что идеальные составляющие гарантируют успех по отдельности и не факт, что сработают в сумме. Теперь же подробнее о составляющих.

В кадре: Жак Мерин, в исполнении Венсана Касселя, во время очередного заключения

Актерский состав поистине шикарен, и, не смотря на то, что в принципе, на слуху у зрителей только две фамилии, Депардье и Кассель, все актеры выступили на 5+. И друг Мерина, и девушка, а потом жена, а потом и новая «жена». И даже когда дело доходит до того аспекта, как проститутки, создается впечатление, что без духа Станиславского и заветных слов «верю/не верю» не обошлось. Ну а Депардье так вообще неподражаем. Его харизма, приравниваемая к любви «отца-наставника», здесь хоть и проявляется в качестве почти родственной любви, но скорее лишь к тем, кто являет собой пример его молодости. Молодость волка в душе, готового дорывать плоть за щенятами. И вот диссонанс между молодостью и опытом гениально разыгран между Депардье и Касселем. В свою очередь обаятельный Кассель, которому досталась роль Жака Мерина, приносит магию очарования и в бандитскую жизнь. Но обаяние — не главное. Заставить зрителя поверить и в любовь к юной девушке и в жизнь бандита-головореза одновременно, удается далеко не каждому. Но Мерин-Кассель прекрасен и не только двулик. Вместе с этим «сын» свободы еще демонстрирует и любовь к отцу… родному и названному.

Но не все вытягивает игра актеров, и, будучи реалистичным, что касается и тюремной жизни Мерина и ярких сцен убийств, сюжет фильма потерял эффективность некоторым провисанием. Получившаяся в итоге картина хоть и может являться некоторой биографией, однако больше напоминает мемуары с вырванными, а местами и перепутанными страницами. Причем это происходит на разных уровнях, включая и отдельно взятые сцены с побочными персонажами. Не показав толком ни одной погони и не раскрыв при этом некоторых отношений между героями, Рише замахнулся на статус биографического кино. Однако такой жанр и статус несовместимы между собой. Тут уж или «А», или «Б», но никак все вместе. Попытка же получить из составляющих одно целое, похожа лишь на метания режиссера, с целью угодить и той и другой публике, а невозможность уместить одну историю в одной полнометражной картине лишь завершает полный развал.

В кадре (из фильма «Враг государства №1: Легенда»): Жак Мерин, в исполнении Венсана Касселя, хвастается в тюрьме своими «подвигами»

«Враг государства №1: Легенда» — своего рода продолжение начатой эпопеи, но, то что должно было быть эпилогом только продолжает начатую путаницу. В сущности, изменена только дислокация главного героя, а вся скомканность сюжета оставлена. Но во второй части есть один интересный момент. Это касается этики всей картины. Уже не первый режиссер, затрагивающий бандитскую и гангстерскую тему, приходит к приему оправдания действия своего героя. Вспоминая же упомянутое обаяние актера Венсана Касселя, происходит практически невозможное. В результате получается подмена понятий, а прошлые негодяи уже вполне могут сойти за новых героев. Правильно это, или нет, сказать сложно, ибо такие моменты сближают зрителя с главным героем, выводя понимание картины на новый уровень. В этическом же плане это все равно что отстрел бобров. С одной стороны убийство животного, а с другой — процедура по очищению рек от косвенных вредителей.

В целом, сюжет фильма создает ощущение чего-то недоделанного. Как зрителю хочется больше знать и о жизни Жака Мерина и при этом смотреть на яркую картинку. Режиссер же выдает либо одно, либо другое. Яркая же картинка без должной смысловой нагрузки немного теряется, а все ожидания, посланные зрителю актерами, не могут считаться законченной режиссером работой. Стоит ли такое произведение ваших глаз — спорный вопрос, но заручившись подобной рецензией и просмотрев хотя бы первую часть фильма, можно будет вынести оценку и второй части. Вот только попробуйте сами себе ответить на вопрос. Готовы ли вы погружаться в кроличью нору, выход из которой будет похож на вход?

Оставить комментарий

|