«13»

Режиссер: Гела Баблуани

Год: 2010

В ролях: Сэм Райли, Александр Скарсгард, Джейсон Стетэм, Микки Рурк, Дэвид Зайас, Эммануэль Шрики, Бен Газзара, Рей Уинстон, Майкл Шэннон, 50 Cent.

О фильме: главный герой, Винс, случайно подслушивает рассказ о быстром способе здорово заработать. Всего-то делов — в точности выполнить инструкции, которые придут по почте в полосатом конверте. После того, как предполагаемый получатель письма умирает от передозировки наркотиков, парень решается на авантюру и выдает себя за покойного, не подозревая, что ввязывается в опасную игру.

Мнение:

Везенье одного испортит многим нервы
Георгий Александров

На что Вы готовы ради денег? Уверен, что посмотрев фильм от Гелы Баблуани, Вы кардинально измените свое мнение, ибо то, что получается в итоге прожитых главным героем событий, может произойти только после этих событий. Несомненно, с главным героем произошла метаморфоза, но произойдет ли эта метаморфоза с Вами, и увидите ли Вы другую сторону больших денег? (в том формате слова «большой», которое каждый устанавливает для себя. Но что такое деньги для человека? Такого, среднестатистического, не имеющего офис на Манхеттене и не знающего, что такое «ставлю все на зеро». Безусловно — это просто сторона жизни. Конечно, кто-то может сказать, что «деньги — не главное», но попробуйте на секунду представить себя в ситуации главного героя, молодого юноши. Отец в больнице, и на лечение которого у семьи нет денег. Мать продает дом, а из работы только колым электриком, называемый в простонародье США нелегальным заработком. Такой набор — ни что иное как стечение обстоятельств, как впрочем, и новый «аттракцион», на который, по незнанию подписывается главный герой.

В кадре: «игроки», в исполнении Рея Уинстона (слева) и Сэма Райли (справа) участвуют в «дуэли». На заднем плане, на лестнице, актер Майкл Шеннон

В кадре: «игроки», в исполнении Рея Уинстона (слева) и Сэма Райли (справа) участвуют в «дуэли». На заднем плане, на лестнице, актер Майкл Шеннон

Однако это все особенности сюжета, а главное, чем на самом деле «бьет» по зрителю «13» (тринадцатый) — игра актеров. Невероятно точно подмечены все реакции на реплики, а оружие в руке некоторых персонажей — как продолжение их самих. Тут либо уверенность и профессионализм, либо дрожь, до самого кончика ствола. А тот психоз, который проявляют некоторые персонажи, едва ли отличим от того, который мог бы быть в реале. Вообще, «13» можно отмечать как идеальный вариант единства этой самой игры и атмосферности. Весь фильм — как криминальный рассказ, причем криминальный, только в виду количества трупов. Максимальное же приближение к жизни происходит за счет правдоподобности моментов, как то небольшого количества крови и людских качеств, вроде алчности. Блюдо же дополняют сами персонажи, которые по отдельности — как целый мир.

Бывший заключенный, в исполнении Рурка, выглядит так, будто реально не выходил из-за решетки, по меньшей мере, все время пока снимался фильм, а со своей харизматичностью он делает фантастические вещи. Это как раз тот случай, когда вся «лапша», навешанная им на уши герою Кертиса Джеймса и зрителям не то что приходится к месту, а имеет конечную цель. Звездный состав на площадке дополняют Джейсон Стэтем и Рей Уинстон, исполнившие роли братьев. Их отношения далеки от идеальных представлений о благополучной семье, однако то, что продемонстрировали эти «зубры» на площадке, заставляет верить в то, что других отношений просто не может быть. Венчает же истинное пиршество талантов на благо зрителя актер Майкл Шеннон. Все его движения, которые впору сравнивать со сбившимся метрономом, поза и слегка сумасшедший взгляд прокатывают по зрителю волну дрожи, сравнимую с близким знакомством с человеком больным шизофренией. К слову сказать, оказалось, что такой актерский состав может вытянуть за собой и неудачную игру, и как нельзя лучше, здесь подходит тезис, что каждый должен заниматься тем, чем умеет, а значит 50’cent-у все-таки лучше не играть в кино. «Такой хоккей нам не нужен!»©

В кадре: 50'cent, он же Кёртис Джеймс Джексон III, в роли одного из надзирателей за «игроком»

В кадре: 50’cent, он же Кёртис Джеймс Джексон III, в роли одного из надзирателей за «игроком»

Фильм легко смотрится в кинотеатре, хотя это только потому, что режиссер не очертил четкой задачи. История, как бы выросла сама по себе, хотя на самом деле имеет под собой определенную почву. Задумавшись на секунду, что может чувствовать человек, которому в руки дали револьвер и подставили к затылку другой все сразу встает на свои места, а былой кураж, который может быть присущ такому развлечению, как «русская рулетка» сразу отходит на второй план. Именно тогда становится очевидным, что какой бы звездности не был актерский состав, однако сюжет и нагрузка на зрителя — не последнее. Но вот с чем у Баблуани вышло потрясающе, так это с возможностью зрителя поразмыслить на тему везения. Оказалось, по новой трактовке, что нет чего-то такого, что может отвечать за везение, а поговорка, что «везет тому, кто везет» — не работает. Конечно, в контексте таких фильмов, как «Тринадцатый» можно было затронуть и тему всевышнего, однако не каждый из режиссеров не то что не готов «шутить» на эту тему, но даже и просто свободно высказываться. Закрыв же в «13-том» пути к отражению особенной морали, режиссер решил пойти по менее проигрышному пути, расставив все декорации как в обычной истории, и окутав все действо в шикарный саундтрек, который лишь додергивает нервы до нужного состояния. Но менее проигрышный путь, на то и менее проигрышный, что в случае срыва оваций, это никак не будет выглядеть общественным признанием, не смотря и на непростую фокусировку социального неравенства. Разделение на «правых» и «левых» у Баблуани происходит только с финансовой точки зрения, а разделение на две условные касты происходит только по оценке искушенности человека деньгами. Каждый из персонажей искушен по своему, но видимо кто-то, там, «за кулисами», решил собрать всех в одну компанию. Выражением этих правил в фильме является все тот же Шеннон, про которого, ровным счетом, известно меньше всего. Ну а стоит ли именно здесь пытаться разглядеть что-то высшее? (лично я воздержусь от комментариев)

В остальном же, если не углубляться в подробности, история от Баблуани несомненно доказала право на жизнь, вот только заявка, поданная когда то трейлером к фильму, не выполнена, ввиду подмены понятий. Перед просмотром фильма, многие могут ожидать одного, а в итоге получить совсем другое блюдо. Однако хуже ли это — сказать точно нельзя, но не смотря на все моменты, которые в другой раз можно назвать провальными (например, предсказуемый финал или не до конца развитая тема преследования полицией) — фильм не хочется перестать смотреть ибо к финалу, пусть и известному, провели по другой дороге. В любом случае, зритель выигрывает, ибо если так было задумано режиссером, то честь ему и хвала. Ну а в случае, если эффект оказался случаен, то неглупый человек поймет, что получилось в результате. От себя же, напоследок, хочется добавить рекомендацию, что ЭТОТ (!) фильм лучше смотреть в узком кругу людей и желательно без еды, т.к. «13 (тринадцатый)» — совершенно точно дает понятие «непопкорновых» фильмов.

Оставить комментарий

|