«Афера Томаса Крауна»

Режиссер: Джон Мак Тирнан

Год: 1999

В ролях: Пирс Броснан, Рене Руссо, Дэнис Лири, Бен Газзара, Фрэнки Фейсон, Фритц Уивер, Чарльз Киттинг,Марк Марголис, Фэй Данауэй, Майкл Ломбард.

О фильме: У любителя острых ощущений и мультимиллионера Томаса Крауна дела идут как по маслу. Тогда он и решается вложить свой богатый опыт в похищение бесценной картины. По дерзкому замыслу, кража происходит средь бела дня из тщательно охраняемого музея на Манхэттене. Именно поэтому соблазнительной женщине — инспектору страховой компании Кэтрин Бэннинг, приступившей к розыску произведения искусства, приходится применить все возможные средства — от сыскного интеллекта, хитрости и авантюризма до личной привлекательности. Чем дальше она искусно заманивает Крауна в рискованную игру, тем ближе он подходит к роковому повороту своей судьбы.

Мнение: Время — это тот критерий, который проверяет фильмы на прочность. Некоторые вещи становятся не такими важными, а некоторые фильмы уже кажутся наивными. Мало что может выдержать ход времени и не потерять актуальность. Одна из таких вещей — обман. Обман на экране сродни фильму-катастрофе. Никто не хочет быть участником настоящего, но обожает наблюдать, как очередной Гудини оставляет кого-то с носом. Вторая же из таких вещей — предметы роскоши и искусства. Именно предметы — как символ благосостояния и обладания большими капиталами. Вот смесь как раз этих отлично отражена в картине Джона МакТирнана. Но афера не может считаться удачной, если зрителю известны все правила игры. И здесь режиссер выбирает правильную стратегию, открывая карты по одной.

В кадре: Томас Краун в исполнении Пирса Броснана

В начале фильма происходит знакомство с главным героем, которое, сразу же, рождает симпатию в каждом из зрителей. Томас Краун — холеный и эгоистичный богач. Мужчина мечты. Для женщин это пример принца на коне самой дорогой марки, а для мужчин — пример подражания. Мистер Краун скорее сказка. И пока зритель погружен в мечты, кто-то о жизни, такой как у Крауна, а кто-то о жизни с таким как Краун, этот галантный сноб командует всем парадом и дает старт всему вертепу. Собственно говоря, только такие люди, как Томас Краун могли проделать столь дерзкое преступление и только таким людям как Краун достаются соперники под стать.

По другую сторону баррикад МакТирнан выставил страхового агента и охотницу за добычей Кэтрин Беннинг. Она такая же роковая, как и он. Ей наверняка завидуют другие женщины, а она тем временем хвастается новым разбитым сердцем. В сущности, она даже не альтер эго главного героя. Идеальное соперничество может быть только там, где силы равны и режиссер фильма обустроил новое противостояние скорее как игру в шахматы, где всем понятна изначальная позиция, но не известен потенциал и воля к победе. Такие люди, как Беннинг и Краун в чистом виде встречаются крайне редко, а возможность встречи таких людей в одном месте и в одно и то же время неумолимо приближается к нолю.

В кадре: Кэтрин Бэннинг, в исполнении Рене Руссо

Поставив же  в одни и те же условия равных по силе людей, МакТирнану удалось добиться невозможного. Завысив планку до предела, режиссер достиг поставленной цели, открыв зрителю новую сторону соперничества и любовных перипетий. Как оказалось, противостоянию необязательно разграничение на черное и белое, а любовным отношениям не обязательна розовая меланхолия романтических фильмов. История любви, рассказанная в фильме делает акцент совсем на другое. На первый план вынесен эгоизм и любовь к себе. Оба главных героя знают цену себе и хоть и готовы на поступки, однако продиктованы они желанием выгоды, а саму картину, в итоге, можно рассматривать как одну большую авантюру, рожденную главными героями.

Смотря тот или иной фильм, иногда задумываешься над тем, что наверняка должна быть единая формула успеха в создании фильмов. Ведь наверняка должны быть общие приемы затрагивания нервных струнок в зрителе, а ожидание нового киношедевра сравнимо с ожиданием нового совершенного чуда. Картина же режиссера МакТирнана не может быть вписана в рамки чего-то обычного, ибо выставив отношения главных героев под новым углом, и сделав отражение на эгоизме каждого из них, результат тоже получился иной. В фильме показана и возможность таких отношений, а возможность этого делает возможным и ограбление охраняемого музея средь бела дня. Как следствие, возможны и прочие «фокусы» Крауна, которые, к слову сказать, подразделяются и на игру слов, и на так называемое заигрывание с людьми.

Конечно, картина не лишена некоторых минусов и визуальных ляпов, но режиссер искупает свою вину, дав поверить в невозможное. И уже не Краун является эдаким новоиспеченным Гудини, а сам режиссер МакТирнан. Упомянув же в начале рецензии 2 вещи, которые позволяют оставаться на плаву фильму 1999 года (!), нельзя не сказать о третьем факторе, которые был раскрыт выше. «Афера Томаса Крауна» — фильм о нашем внутреннем «я». Вещь, которая, как и предметы роскоши, только дороже от того, если не подвергаются ремастерингу.

Оставить комментарий

|