«Край»


Режиссер: Алексей Учитель

Год: 2010

В ролях: Владимир Машков, Аньорка Штрехель, Вячеслав Крикунов, Юлия Пересильд, Сергей Гармаш, Юрий Степанов, Анна Уколова, Александр Баширов, Владас Багдонас.

О фильме: 1945 год. На таежную станцию «Край», где живут и трудятся неблагонадежные советские граждане, приезжает фронтовик Игнат. Он мечтает лишь об одном: оказаться в кабине машиниста паровоза. Проведя рекогносцировку на местности, Игнат начинает обустраивать личную жизнь, заводя роман с местной красавицей Софьей. Но даже любовные настроения не могут сдержать его, после новости о том, что в тайге, неподалеку от «Края», стоит заброшенный довоенный паровоз. Рядом с ржавой, но ещё работающей машиной он находит молодую немку Эльзу. Вернувшись в поселок с обеими находками, Игнат упирается в стену непонимания и скрытой вражды со стороны местных жителей…

Мнение: Отражение человеческих отношений на примере жизни одной социальной группы — далеко не новая тема. Режиссер Алексей Учитель в этом плане использовал несколько другой подход и пошел хоть и по знакомой дорожке, однако, с несколько другой стороны. Серый и холодный «Край» в первую очередь бьет по зрителю атмосферой, а актеры, являющие собой поселенцев, в свою очередь лишь дополняют общую картину, заставляя верить в экранизированную суровость послевоенной Сибири.

В кадре: фронтовик Игнат, в исполнении Владимира Машкова и местный житель-аферист, в исполнении Александра Баширова

Но, не смотря на уверенный задел, картина не избежала провалов. Это касается как и смысловой увязки сюжета, так и того, что подлинная  идея фильма хоть и видна, но при этом максимально завуалирована, как бы из-за страха режиссера перед зрителем не понять до конца, что он имел в виду, снимая новый фильм. И такая игра со зрителем как оказалось возможна, вот только происходит, к сожалению, не без ошибок. «Край» Алексея Учителя в совокупности оказался набором короткометражных историй с участием главных героев. Сами же истории не проработаны и не раскрыты до конца, а постановка фильма напоминает собой метания режиссера из стороны в сторону. Вся катавасия похожа на то, будто изначально был написан не один сценарий. Сначала основательно показывают прибытие и обустройство быта главного героя. Затем историю встречи фронтовика Игната с беглой немкой. После — «возвращение к жизни» брошенного поезда и возвращение в поселок. После этого все возвращается как бы на круги своя, рассказывая историю о том, как поселок «Край» продолжает жить и воспринимать нового постояльца. Вся картина, в подтексте, изобилует фактами, а временные рамки, установленные самим режиссером, загнали его самого в тупик, в результате чего нет возможности максимально насладиться игрой актеров. А она, к слову сказать, великолепна.

В кадре: Игнат со своей находкой. Роль Игната за Владимиром Машковым

Фильм не получился таким, который можно ожидать по описанию. Говоря об отношениях между людьми, вся конкретика отодвигается на второй план и вот это уже не совсем история про фронтовика Игната, что позиционировалась в аннотации. Игнат в один прекрасный момент является чем-то вроде проводника между разными социальными группами, выворачивая наизнанку истинную сущность человеческой природы. Вот только сама жизнь людей не отражена до конца, а лишь выведена в несколько коротких, но глубоких фраз, оставляя зрителя одного в своих рассуждениях. Эти фразы двояки по своей сути. У каждого из героев фильма своя правда, и видимо только ради того, чтобы не совсем покидать зрителя, Учитель наполнил фильм другими моментами. Казалось бы, это фильм и для тех кто пришел за экшеном и для тех, кто ищет чего-то более высокого, но не раскрыв должным образом ни одной из тем, режиссер оставляет в дураках всех зрителей.

Таким образом, фильм, претендовавший на покорение новых зрительских масс, таковым не оказался. В лучшем случае, это фильм для тех, кто может максимально прочувствовать атмосферу послевоенного мира. То, из чего можно было сделать отличный сериальный проект, до невыносимой степени сжат в обычный прокатный стандарт, представляющий ценность для более старших поколений. Тех, кто привык развлекаться посредством обычного телевидения и сопереживать героям — как родным. Новые же поколения зрителей может заинтересовать только колоритный актерский состав, детально проработанный от пуговицы и до последнего вздоха героев. Вот с этим у Учителя нет никаких проблем, а такие актеры, как Машков, Баширов и Горбунов лишний раз доказывают, что могут дать фору молодым талантам, даже если у первых время будет ограничено размером трейлера, а у вторых — форматом полнометражной картины.

Оставить комментарий

|