«Гангстер»

Режиссер: Ридли Скотт

Год: 2007

В ролях: Дензел Вашингтон, Рассел Кроу, Куба Гудинг мл., Джош Бролин, RZA, Джон Ортиц, Джон Хоукис, Тед Левайн, Йул Васкес, Карла Гуджино.

О фильме: 1968 год. Нью-Йорк. Криминальный мир города живёт по неписанным законам итальянской «Коза Ностры». Департамент полиции, ежемесячно получающий причитающуюся долю пирога, не имеет ничего против. Необходимый баланс найден, и кажется ничто не в силах его нарушить. Но после смерти одного из гарлемских авторитетов привычная система координат претерпевает серьёзные изменения. Помощник усопшего Фрэнк Лукас начинает поставлять в город крупные партии чистейшего героина по умеренной цене. Своеобразный кодекс чести позволяет ему в кратчайшие сроки стать некоронованным королем Нью-Йорка. Созданная Лукасом система безупречна: прибыль от продажи наркотиков вкладывается в легальный бизнес, зарегистрированный на ближайших родственников Фрэнка. Эту идиллию нарушает полицейский Ричи Робертс, возглавляющий отдел по борьбе с организованной преступностью. Подкупить Робертса невозможно. И он не успокоится, пока не посадит Лукаса на скамью подсудимых.

Мнение: Когда в фильмах поднимается вопрос борьбы и противостояния, обычно сразу становится понятно, где добро и справедливость, а где зло, которое должно быть наказано. В фильме же Ридли Скотта приходится столкнуться с необычным видением противостояния. И не смотря на то, что вопрос поставлен, все же нельзя дать однозначного ответа. Ответа на вопрос, кто выйдет победителем из схватки. Дело же все только в том, что рассматриваемые фигуры и вступающие в борьбу между собой, не поддаются однозначной оценке. Например, Фрэнк Лукас, в исполнении Дензела Вашингтона — не простой гангстер. Это преданный пес, который отдал всю свою жизнь другому гангстеру. Тому, за кем было последнее слово не в одном районе большого города. Внезапная смерть криминального авторитета вносит коррективы в жизнь всех, кто когда-то был связан с ним, и даже в жизнь его преданного пса. Фрэнк хотя и оплакивает своего босса, однако стремиться занять его место, тем самым не столько желая заменить бывшего хозяина, а скорее отдать долг тому, кого он любил и боготворил всю свою жизнь. Но легки всегда только намерения и чтобы не дать развалиться бывшей империи, новый гангстер принимает решение о смене уклада.

В кадре: Сидящий по центру гангстер Фрэнк Лукас, в исполнении Дензела Вашингтона

Если же рассматривать другую сторону, так называемый противоположный угол ринга, в котором занял позицию полицейский Ричи Робертс, то на первый взгляд замечаешь схожесть между ним и персонажем Дензела Вашингтона. Не смотря на то, что киногерой Рассела Кроу — коп, чья личная жизнь трещит по швам, и чья группа единомышленников в борьбе с организованной преступностью с каждым днем становится все меньше, он обладает теми же качествами, что и новоиспеченный гангстер. Это и сильный, волевой характер, это уверенность в своих силах, а главное — вера в дело, которым занимаешься. В результате нельзя заранее говорить о том, кто победит. Ведь оба вступают в борьбу имея за плечами солидный опыт, и оба вступают в борьбу в мире, который живет по одним и тем же правилам.

Теперь попробуем разобраться, что же это за мир, и каковы правила выживания? Мир гангстера приемлет все. И честных полицейских и коррумпированных и даже полицейских-наркоманов, которые не стесняются злоупотреблять полномочиями. С другой стороны, «Гангстер» — мир жесткой конкуренции в преступном мире и зачастую лучшую партию разыгрывает тот, кто может уживаться и в мире законов, устанавливаемых правоохранительными органами и в мире жестокой преступности. И что легко может даться одному, то нелегко достается другому. И если Фрэнк изначально обладал большими возможностями для маневра, то в виду своей амбициозности он сравнял свои шансы на победу с шансами Полицейского Робертса.

Хотя, эта амбициозность присуща персонажу Вашингтона не просто так и заслуживает отдельного рассмотрения. Как вы уже обратили внимание Фрэнк Лукас — афроамериканец. И если учесть то, какого года описываемые события, то ясно встает перед глазами, что это парень не хватал звезд с неба. Все его поведение отражает воспитание, которое ему дала его семья, которую впоследствии он и благодарит, не забывая перевезти к себе и устроив жизнь каждого. Это ли не та особенность воспитания, которой многим стоит поучиться? И заслуживает ли это того позорного клейма, которым было принято унижать афроамериканцев? Своей моделью поведения Фрэнк Лукас показывает зрителю, что, не смотря ни на какие преграды, нужно двигаться к поставленной цели, а вот правильна ли эта политика пусть уж каждый решает сам. Решает, досмотрев фильм до конца, или досмотрев до тех моментов, когда выбранная политика не всегда бывает верна.

Выше я упомянул о мире гангстера. Но никакое слово не опишет то, что разворачивается на экране. В один прекрасный момент, последняя капля падает, переполнив чашу, и вот тогда начинается то, чего начинают ждать многие с первых минут фильма. Далее вся атмосфера уже характеризуется как настоящая война. Причем война не только представителя закона и некоронованного босса преступного мира. Войной пропитано все и каждый из персонажей в отдельности готов пролить кровь за свою правду. Фрэнк Лукас, строя новую империю наркобизнеса противостоит своим противникам, в то время как Ричи Робертс строит свою цитадель, имя которой правда и справедливость. На пути Фрэнка стоят те, кто не хочет отдавать свою долю на рынке, а на пути Робертса стоят те, кто не хочет менять устоявшиеся правила контакта с преступным миром. И уже эти противостояния не подразумевают никакого перемирия. Это война, в которой место есть и заминированным машинам и поджогам людей заживо и даже наркотикам, перевозимым  в гробах с погибшими военнослужащими. Все что отражено на экране красочно и подтверждает ту истину, что в войне все средства хороши.

В кадре: Полицейский Ричи Робертс, в исполнении Рассела Кроу и гангстер Фрэнк Лукас, в исполнении Дензела Вашингтона

Если же отбросить все трешевые сцены и эпизоды, которые вполне могли быть на самом деле, то в «Гангстере» можно увидеть и такие вещи, как честность и этикет построения бизнес империи. Этикет, который на первый взгляд кажется особенным, в виду специфики товара, а в фильме все замешано на наркотиках. Но поверьте, что эта специфика легко отбрасывается и на месте наркотиков мог бы быть совсем другой товар. Но это фильм «Гангстер», а не фильм «Менеджер среднего звена». И так, как Фрэнк Лукас ведет переговоры с конкурентами, неплохо было бы научиться говорить многим, кто занимается торговлей. Это так же, как неплохо было бы посмотреть фильм всем тем, кто хочет избавиться от коррупции, с которой пытается бороться Ричи Робертс.

В аннотации к диску сказано, что победителем в этом-фильме схватке выйдет только один, но что может значить победа в таком фильме, где итог плохо поддается анализу. Ведь если победу одержит Фрэнк Лукас, то это будет означать победу преступного мира, который построил новоиспеченный наркобарон. Если же побеждает управление полиции, во главе с Ричи Робертсом, то получается что побеждает и коррупция с бесчестием. Ридли Скотт, снял фильм, в финале которого можно подумать над извечными вопросами «Кто прав?» и «Кто виноват?» Но можно также закрыть на все это глаза и восхититься тем финалом, который точно подходит под описание в аннотации, но совершенно непредсказуем.

Оставить комментарий

|